Заключение
Другое / Личность в истории философии / Заключение
Страница 1

Рассмотрев становление и развитие категории «личность», проанализировав понимание его значения на протяжении развития истории философии, подведём итоги вышеизложенного материала.

В Античной философии человек, по Сократу, выступает как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы; человек является мерилом всех вещей.

В эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире. И поэтому человек, согласно Н.Макиавелли, рассматривается не просто как субъект, а как «сила» - отдельная свободная личность, обладающая «доблестью», действие которой определяет логику общественное развитие.

В философии Нового времени психологическая теория личности, заложенная в трудах К.Маркса, позволила вывести человека из пассивной роли существа чувствующего, объекта созерцания, открыть в нем активное начала субъекта деятельности, творца истории. Личность рассматривается как полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности; как автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу.

В Новейшее время философии на первом плане философии находится вопрошание о мире и человеке в нем, о судьбах человечества. Личность, по мнению З.Фрейда, рассматривается как совокупность трех основных систем: я (эго), оно (ид) и сверх - я (суперэго). В общем смысле ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, эго – психологическая, суперэго – как социальная составляющая

Русская религиозная философия сделала акцент на духовные качества человека: творчество, любовь, добро и т.д. Человек рассматривается как центр мира; человек призван богом как свободное творческое существо к собиранию мира в единое целое, к созданию гармонии. Личность же, по представлению Н.Бердяеву, рассматривается как категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное.

Из всего вышеизложенного нельзя не заметить: в разные времена человек, а как следствие и личность рассматривались по-разному. Это объясняется уровнем развития интеллекта людей, который на разных этапах развития человечества был не одинаков. Поэтому не удивительно, что мнения рассмотренных философов на вопрос о представлении личности различны.

1 История философии в кратком изложении/ Под ред. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – с.73

[2] История философии в кратком изложении/ Под ред. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – с.129

[3] История философии в кратком изложении/ Под ред. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – с.132

[4] Васильева В.А. Воспитание добродетели/ В.А. Васильева// Социально-гуманитарные знания – 2001- №2 – С.196

[5] Васильева В.А. Г. Гегель о благе и воспитании добродетели/ В.А. Васильева// Социально-гуманитарные знания – 2005- №1 – С.182

[6] Сократ/ Под ред. Л.С. Мамут. – 2-е изд. – М.: Наука, 1984. – с. 24

[7] Радугин А.А. Философия: курс лекций/ А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – с. 40

[8] Руслина А.О. Макиавеллизм и стратагемность в западной и восточной культурах/ А.О. Руслина// Человек – 2007- №6 – С.50

[9] Лавриненко В.П. Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др.- М.:ЮНИТИ - Дана, 2003. – с.84

[10] Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998. В 3 ч. Ч.1.- с.225

[11] Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998. В 3 ч. Ч.1.- с.226

[12] Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998. В 3 ч. Ч.1.- с.226

[13] Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении/ В.В. Знаков // Вопросы психологии – 2002 - №6 – С.50

[14] Семенова Р.У. Политические взгляды Макиавелли: парадокс нравственности/ Р.У. Семенова// Социально-гуманитарные знания – 2005- №2 – С.271

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Разделы