PhieXperts.ru
Деятели философии
Понимание счастьяДругое / Понимание счастьяСтраница 1
«Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но общество не основано на этом принципе»
«Для того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать»
К.
А. ГельвецийКлод Адриан Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.
(Интересная система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему) автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков арестовали и казнили.)
В 1715 году после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и др.).
Ещё работая генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже после его смерти.
В 1758 году он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию, этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.
В 1764-1765 годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.
В 1766 году основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных учёных того времени.
К середине 1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772 году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была опубликована и поэма «Счастье».
Кое-что о счастье
Так как понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение весьма трудно.
Определения могут быть:
- простейшие негативные – «не в деньгах счастье»;
- простейшие позитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;
- казуистические – «счастье есть отсутствие несчастья»;
- парадоксальные – «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».
(Собрано бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С удовольствием перечитала всю повесть.)
Люди серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к изучению счастья.
Социология счастья основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей. Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана, известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание, круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».
(Очень похоже на работу профессора Выбегало в этом направлении).
Историко-культурная традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние «рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального человека.
Смотрите также