Понимание счастья
Другое / Понимание счастья
Страница 1

«Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но общество не основано на этом принципе»

«Для того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать»

К.

А. Гельвеций

Клод Адриан Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.

(Интересная система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему) автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков арестовали и казнили.)

В 1715 году после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и др.).

Ещё работая генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже после его смерти.

В 1758 году он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию, этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.

В 1764-1765 годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.

В 1766 году основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных учёных того времени.

К середине 1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772 году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была опубликована и поэма «Счастье».

Кое-что о счастье

Так как понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение весьма трудно.

Определения могут быть:

- простейшие негативные – «не в деньгах счастье»;

- простейшие позитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;

- казуистические – «счастье есть отсутствие несчастья»;

- парадоксальные – «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».

(Собрано бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С удовольствием перечитала всю повесть.)

Люди серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к изучению счастья.

Социология счастья основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей. Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана, известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание, круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».

(Очень похоже на работу профессора Выбегало в этом направлении).

Историко-культурная традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние «рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального человека.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Движение
      ...

    Разделы