Понимание счастья
Другое / Понимание счастья
Страница 2

Психология счастья. А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека: Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.

е. потребность в реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно. То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может «подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями. При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их благотворному влиянию.

Инструментом, позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том числе и научную.

В том же «Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»

Вот с этим я полностью согласна.

P.S. Когда-то и у нас в Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общение с физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческую тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.

P.P.S. А второй афоризм Гельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известными высказываниями наших бывших соотечественников:

· Если бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.

· Имею возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не имею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Становление
      ...

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Разделы