Проблематика «Трактата о хорошей работе»
Другое / Праксеология Тадеуша Котарбиньского / Проблематика «Трактата о хорошей работе»
Страница 1

Изучение той или иной науки немыслимо без изучения фундаментальных работ – не в изложении, а в подлиннике. И ученый, и студент всегда находят в них новые идеи, эти работы не имеют морального износа, со временем изменяются только бумага и типографское оформление.

Среди организационных и управленческих исследований к такого рода трудам принадлежит ряд монографий, посвященным отдельным аспектам организации и управления. Это книги Ф. У. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, М. Вебера, А. А. Богданова, Н. Винера и многих других ученых. К фундаментальным монографиям в этой сфере относится и книга Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе», посвященная проблемам, которые он объединил под названием «праксеология». Поэтому, я думаю, эта книга заслуживает особого внимания.

Работа Т. Котарбиньского состоит из 15 глав. Для меня стало приятной неожиданностью то, что книга написана живым, понятным для неподготовленного читателя языком. В ней много наглядных примеров, народных пословиц и поговорок. В этом отношении Тадеуш Котарбиньский был не только исследователем, но и пропагандистом сделанных открытий, он сознательно ориентировался на массового читателя.

Начинается работа с изложения задач праксеологии. Во второй главе привлекает внимание прежде всего поиск причин действия. Ученый предлагает выделять сопутствующие, но не обязательные причины. Формулируется понятие импульса не только как нажима, но и как прекращения действия. Также автор подчеркивает, что виновником действия можно оказаться неосознанно, и даже имея противоположные намерения.

В третьей главе Т. Котарбиньский борется с примитивным понятием результата труда. По его мнению, понятие «результат труда» должно охватывать и результаты умственного труда.

В четвертой главе очень хорошо показана автором связь орудий с целями. Т. Котарбиньский анализирует также орудия и средства умственного труда.

В пятой главе ученый вводит такие понятия как внутренние и внешние возможности, ситуационные и «утерянные» возможности. Интересен анализ бездействия как объективного действия.

В шестой главе Т. Котарбиньский объединяет все действия человека одним термином и комплексно их анализирует. У автора сложное действие – это не только и не столько «помноженный простой труд». Зависимости и связи здесь не линейные, а диалектические. Сложное действие – это нечто качественно новое, организованное, кооперированное. Также полезно исследование понятий «подготовка», «проба», «план». План – это не только план результатов, но и план действий. Средства – это не только то, что соответствует цели, то есть все средства хороши только для низких, антигуманных целей. Завершает главу исследование понятия «творческий труд»: он и неповторим, и в то же время не может включать субъективную деятельность типа «искусство ради искусства».

В седьмой главе внимание автора концентрируется на коллективном действии. Исследуется помощь, негативная и позитивная кооперация (соревнование). Интересен анализ понятия виновности – прямой и косвенной, непосредственной и преднамеренной.

В главе восьмой дается понятие оценки – эмоциональной и практической, градируемой и неградируемой. Вводятся понятия чистоты продукта, искусности, точности, производительности, экономичности и другие понятия, характеризующие деятельность.

В девятой главе формулируются правила рациональной работы: экономизации, препарации, инструментализации, организации. Тадеуш Котарбиньский подчеркивает необходимость личной активности, инициативы как фактора и условия реализации целей.

В десятой главе рассматривается вопрос о подготовке действий. Автор исследует черты хорошего плана – непрерывность, точность, гибкость.

В одиннадцатой главе Т. Котарбиньский пытается сформулировать ряд положений по вопросу об орудиях деятельности. Он отмечает все большую зависимость работника от инструментов.

В двенадцатой главе автор ищет принципы для сложной деятельности, формулирует ряд идей, которые потом вошли в системный анализ. Формулируются принципы разделения труда, выделяется проблема коммуникаций.

В тринадцатой главе Тадеуш Котарбиньский переходит к отрицательной кооперации – борьбе. И предложенные автором приемы (создание трудной обстановки, нагромождение мелких препятствий на каждом шагу, расчленение сил, методика совершившихся фактов) заслуживают уважения.

В четырнадцатой главе ставится проблема коллективного умственного труда. Завершает анализ глава, в которой излагаются соображения по применению изложенных праксеологических правил.

В заключение я бы хотела еще раз подчеркнуть значение книги Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе». Так как это своего рода первые навыки о правильной организации работы, поэтому как таковые они могут быть полезны и интересны любому человеку: школьнику, учителю, строителю, менеджеру, студенту – всем, кто думает о том, как лучше выполнить свою работу.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Движение
      ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Разделы