История развития праксеологии
Другое / Праксеология Тадеуша Котарбиньского / История развития праксеологии

В 1890 году Альфред Эспинас на страницах «Revue Philosophique de la France et de l’Etranger» писал: «Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается.

И вот слово «практика» порождает термин «праксеология» для определения науки о подобных фактах, рассматриваемых в их единстве, науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ». Не подлежит никакому сомнению, что Альфред Эспинас был не только создателем термина «праксеология», но также концепции создания отдельной научной дисциплины – науки о формах действия, выступающих во всех областях жизни, стремящейся быть полезной, и одновременно науки о факторах, определяющих повышение эффективности действий.

Второе крещение праксеологии произошло тридцать лет спустя, в Киеве, где Евгений Слуцкий опубликовал в 1926 году в IV томе университетского издания «Записки соціально - економiчного вiддiлу» свою работу на немецком и украинском языках. Автор не пишет, позаимствовал ли он термин «праксеология» или сконструировал самостоятельно. Однако содержание статьи убеждает, что речь идет здесь в общих чертах о тех же самых проблемах, о какой-то теории целенаправленного действия. Новым является трехступенчатое построение его теоретической системы. Высшая ступень - онтология, за ней следует праксеология, а на низшей ступени обобщения находится ее конкретизация – политэкономия. Центральное место занимает здесь понятие чего-то, что может приобретать различные формы. Это «нечто» автор называет системой.

Праксеология возродилась (на этот раз под другим названием) в работе Александра Богданова «Тектология», опубликованной в 1922 году и вышедшей в 1924, 1926 гг. на немецком языке под названием «Allgemeine Organisationslehre» («Всеобщая организационная наука»). Если Эспинас формулирует основную проблематику интересующей нас дисциплины, а Слуцкий связывает ее со сферой теории процессов и политэкономии, а также строит монолитную систему понятий для теории эффективного действия, то в «Тектологии» читатель встречается с большим числом тезисов не развитой ими науки. Каждый из тезисов подтверждается примерами возможных применений во всех областях действия, начиная от примитивной физической работы, кончая сложной системой действий интеллектуального и общественного характера. Проблематика тектологических рассуждений постоянно переходит у Александра Богданова в общую проблематику теории эффективного действия. Таким образом, тектология практически отождествляется с праксеологией.

Затем в Польше появляется группа ученых, интересующихся вопросами праксеологии. Прежде всего следует назвать изданные в 1913 году в Варшаве «Практические очерки» («Szkice praktyczne»), в которых впервые были подняты рассматриваемые проблемы, и обобщающую монографию «Трактат о хорошей работе» («Traktat o dobrej robocie», 1 изд. - Лодзь 1955 г.) Тадеуша Котарбиньского. Его идеи были близки и многим другим польским ученым, таким как В. Завирский, С. Виткевич, С. Лесневский, О. Ланге и Я. Зеленевский, но не всем. К. Айдукевич и Р. Ингарден, например, очень скептически относились к концепции Т. Котарбиньского.

Со временем праксеология сблизилась с так называемой наукой об организации и руководстве целенаправленной деятельностью. Оказалось, что авторы, занимающиеся проблемами организации труда и его руководством, всегда волей-неволей обращались и к праксеологической проблематике и разрабатывали ее по ходу дела. К этим ученым относятся Ле Шателье (Le Shatelier) Анри Луи (1850-1936), Адамецкий (Adamiecki) Кароль (1866-1933), Бернар (Bernard) Честер (1886-1961).

Также в Бельгии развивалась очень сильная праксеологическая школа Ж. Гостеле.

Интересно, что в современном мире науки некоторые ученые (П. Аллен и Дж. Мак Глоуд) определяют праксеологию только как наиболее сильно развившуюся в ХХ веке ветвь или, точнее, отдел другой науки «оптимологии».

    Смотрите также

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Мышление
      Побеждай сперва мыслью, а потом делом. А.В. Суворов. Наука побеждать. ...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них. В. Рубцов Как мы думаем, так ...

    Что такое философия?
      ...

    Разделы