Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм)
Другое / Предмет философии и его становление / Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм)

Экзистенциализм (от лат. existentia - существование). Предтечей его считают Ф.М. Достоевского. Возник в годы первой мировой войны, в России (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов); в Германии сформировался после первой мировой войны (М.

Хайдеггер, К. Ясперс и др.), позже - во Франции (А. Калю, Ж.П. Сартр, Г. Марсель). Экзистенциализм противоположен сциентистским системам. Экзистенциалисты рассуждают так: человек постоянно находится в страхе, беспокойстве, испытывает ощущение заброшенности, неустроенности, поэтому вынужден философствовать, чтобы сохранить свое наличное бытие. Акцент их теоретических изысканий делается на внутреннем мире человека, который ускользает от науки.

Категории экзистенциализма: "человеческое бытие", "экзистенция", "страх", "ничто", "пограничная ситуация". "Ничто" не является объектом мысли, так как это не особая сущность.

Сартр Жан Поль (1905-1980) - французский философ и писатель глава французского атеистического экзистенциализма. Его философские взгляды противоречивы. В них своеобразно переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерия и З. Фрейда. Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, Сартр стремился "дополнить" марксизм, подведя под него фундамент экзистенциалистской антропологии и психоанализа для взглядов. В целом же для взглядов Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом, попытка из преодоления. Сартр строит свою "феноменологическую онтологию" на радикальном противопоставлении двух видов бытия: "бытия-в-себе", заменяющего объективную действительность и "Бытия-для-себя", тождественного "человеческой реальности". Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Являясь причиной своего особого рода бытия, сознание есть "небытие бытия", трещина в нем, "ничто", но лишь оно является источником активности, движения, качественного многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсурдный мир. Сартр называет свою концепцию диалектической, но превращает диалектику в метод обоснования индетерминизма. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности, основной категорией выступает здесь свобода.

Существование в немецком варианте - Dasein ("тут - бытие") - предполагает наличие человека здесь и теперь, в этом зафиксированном моменте времени. Сиюминутные переживания человека определенного интервала времени - суть задача изучения философии. Экзистенциалисты отмечают враждебность техники личности, говорят об отчуждении личности в этом постиндустриальном обществе.

Ясперс Карл (1883-1969) представитель немецкого экзистенциализма. Начал свою деятельность как психиатр, и это во многом определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях Ясперс видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования. Ясперс приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться, как нечто иносказательное, как "рационализация" никогда до конца не осознаваемые душевных стремлений: она является лишь "шифром бытия" и всегда нуждается в истолковании. Основная задача философии состоит в том, чтобы раскрыть содержание "шифра" или по крайне мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлений человека (науки, искусства, религии) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости.

    Смотрите также

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Философское понимание мира
      ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Разделы