PhieXperts.ru
Деятели философии
Основные философские школы Древнего КитаяДругое / Предмет философии и его становление / Основные философские школы Древнего Китая
В рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоящие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материализма и идеализма.
На раннем этапе, во времена Конфуция и Мо-цзы отношение мыслителей по основным проблемам не носило четкого выраженной позиции. Мистика, мифология, религия, элементы материализма и идеализма тесно переплетались.В исторических записках Сымя Цяня (I-II век до нашей эры) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая:
"сторонники учения об Инь и Янь" (натурфилософы);
школа служилых людей - Жуцьзя (конфуцианцы);
школа "моистов", "номиналистов" - Миньцзя (софисты);
школа законников (легистов) - Фацзя;
"школа Дао и Дэ" - даосисты.
Классификация носит условный характер, ибо у нее отсутствуют единые основания.
Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход).
Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век), культ предков, выполнение норм сяо - сыновняя почтительность и забота о родителях. Идеал "благородного человека" присущ конфуцианству: такой человек - представитель высших слоев общества и его скромность, бескорыстие, сдержанность - необходимые черты. Разработка ритуала: отношения высших к низшим, младших к старшим. Общественные потребности, забота о их реализации - удел правителя.
Отсюда строгое подчинение всех слоев общества и государственных чиновников по рангам.
Даосизм - учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте. Дао господствует во всем: всему дает форму, имя. Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе.
Китайская философия древности антроцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.
Смотрите также
Творчество
...
Противоречие
...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...