Действительность
Другое / Действительность и возможность / Действительность
Страница 1

Принцип действительности и возможности является как бы подытоживанием пройденного отрезка пути, поскольку интегрирует в себе рассмотренные до сих пор модификации материи, содержит их в себе в снятом виде, выражает собою диалектическое развитие этого отрезка в целом, в его тотальности, всесторонности.

Поэтому он является более конкретным, богатым но содержанию, хотя но более трудным по усвояемости.

Представления о действительности и возможности, возникнув в античной философии, также прошли путь своего развития - от отдельных односторонних моментов, являвшихся продуктом непосредственного, чувственного созерцания, до современного конкретного, целостного научного их понимания в марксистской философии.

Аристотель эту проблему рассматривает в связи с разработкой таких категорий, как движение, материя, форма. В его понимании, собственно движение есть переход возможности в действительность, осуществление того, что существует в возможности. Рассматривая вещь как единство формы и материи, он доказывает, что материя есть возможность, а форма - действительность. Материя и форма это - одно и то же, первая - в возможности, вторая - в действительности. Первая пассивна, вторая активна. Разрабатывая основные принципы формальной логики, Аристотель классифицирует суждения по модальности - на суждения возможности, действительности и необходимости (соответственно-проблематические, ассерторические и аподиктические). Всякое суждение есть или суждению о том, что присуще, или о том, что необходимо присуще, или о том что возможно присуще. Учение Аристотеля о действительности и возможности является значительным вкладом в разработку этих категории. Однако его концепция о пассивности материи и активности формы, о «форме форм», об энтелехии и т. д. не позволяла ему научно решить проблему возможности и действительности.

Дальнейший шаг в разработке этих категорий сделан материализмом XVII-XVIII вв., который в борьбе со схоластикой и идеализмом, опираясь на достижения естествознания, развивает научный взгляд на действительность. Однако этот взгляд был исторически ограничен, поскольку материалисты этого времени отождествляли случайность и возможность, а также отрицали объективнее бытие, как случайности, так и возможности.

Эту ограниченность механического материализма пытается преодолеть Кант, который действительность и возможность рассматривает в их единстве, однако делает он это на субъективно-идеалистической и формально-логической основе. И если материалисты-метафизики отрицали объективное бытие только возможности, то Кант отрицает объективное бытие и возможности, и действительности, рассматривая их как продукт рассудка, как априорные категории модальности. По Канту, то. что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятие), то возможно. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо. Возможность подразделяется у него на логическую, реальную и практическую.

Формализм и субъективизм логики Канта подвергает критике Гегель, наиболее полно и всесторонне разработавший эти категории на идеалистической основе. По его мнению, возможность есть то, что существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только возможность. Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Действительность, как единство сущности и явления, богаче, конкретнее содержанием, чем возможность, которая является лишь абстрактным моментом действительности Возможно, что-то или невозможно, это зависит от содержания. т. е. от целостности моментов действительности, которая в своем раскрытии обнаруживает себя необходимостью.

Учение Гегеля о действительности и возможности содержит важные указания относительно различных аспектов этих категорий. По Гегелю, возможности бывают реальными и "пустыми», формальными. Он против чисто формально-логического утверждения «все возможно» и против тех, кто ведет пустые разговоры о формальной возможности, «чтобы с ее помощью увильнуть от исполнения определенных обязанностей»*. Вместе с тем Гегель рассматривает реальную возможность как момент развития действительности, ибо реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть налично сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств. Реальная действительность, как таковая, есть ближайшим образом вещь со многими свойствами, существующий мир. Содержанием учения Гегеля о действительности и возможности является диалектическое взаимопревращение этих категорий, их переход друг в друга, что, собственно, дает ключ к пониманию самой диалектики развития.

Диалектический материализм, критически преодолев ограниченность как идеализма, отрицавшего объективное бытие действительности и возможности, так и ограниченность метафизического материализма, отрицавшего объективное бытие возможности и диалектику этих категорий, дает всестороннюю разработку проблемы. Чтобы правильно уяснить себе тождество и различие этих категории, необходимо прежде всего остановиться на имеющих важное значение для постижения истины различных аспектах этих категорий.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Задачи и упражнения по философии
      К разделу "Введение. Что такое философия?" 1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом се ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы