Философия эллинистического мира
Другое / Древняя философия (IV в до н.э.) / Философия эллинистического мира
Страница 1

(Переход от начала македонского господства до Римской империи (III-I в. в. до н. э.)). Это была неспокойная эпоха завоевательных походов, дворцовых переворотов, столкновений между армиями. Люди стали поклоняться богине Фортуне, верить в астрологию.

Философия стала философствовать о том, как прожить в беспорядочном мире, как умом внести в него смысл. В этот период основывается ряд школ киников, скептиков, стоиков Киники. Славу на века обрел Диоген из Синопа (III в. до н. э.), решивший жить, как собака («киники — от греч. «собака»). Диоген заявлял о своем братстве со всем человеческим родом и с животными. Он убеждал окружающих, чтобы они были безразличны к любым благам, дарованным Фортуной и что только тогда, они освободятся от страха. Утверждал, что всякий штамп ложен и фальшив - полководца и царя, чести и мудрости, счастья и богатства и что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства и искусственность современной жизни.

Скептики. Основатель — Пиррон (IV-III в. в. до н. э.). Скептицизм отрицал истинность любого познания. «Удержаться от суждения» (эпохе) — основной тезис. Пиррон, увидевший мир в войске Александра Македонского, утверждал, что никогда не может быть достаточного основания для того, чтобы предпочитать один порядок другому. Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного десятью тезисами-тропами, скептики отвергли любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства.

Только тогда, когда люди воздержатся от всяких суждений о вещах, они достигнут настоящего счастья — Атараксия (устойчивого и невозмутимого покоя). Именно в этом скептики и видели высшую ступень возможного блаженства, а это значит, что хотя они во многом критически постигают реальную проблематику сложности развития познания, их определяющей чертой является состояние безнадежности и отказа, ведущее к агностицизму.

Стоицизм. Полная история стоицизма простирается от Зенона (333-262 до н.э.) до Марка Аврелия (121-180 г. до н. э.). Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон, видимо, первый провозгласил в трактате «О человеческой природе», что основная цель человека — «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Учил своих последователей в Афинах, в стое-портике, расписанном фресками» (стоицизм). Главным божеством для стоиков был Сократ — с его хладнокровием во время суда, с его отказом от бегства, с его спокойствием перед лицом смерти, с его утверждением, что несправедливость больше вредит не жертве, а тому, кто ее совершает.

В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип, который считался основой, и духовный принцип — логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Основой познания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными единичными вещами. Центром и носителем познания является душа которая разумна и связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

Интересна стоическая этика. Единственное благо, по их представлениям, -добродетель, и поскольку она заключается в воле, все зависит от самого человека. Мудрец — хозяин своей судьбы, ибо внешнее бессильно лишить его добродетели. Стоики признавали, четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. Этика стоиков — отражение бед и тягот, которые были вынуждены переносить их современники, а потому эта этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Разделы