PhieXperts.ru
Деятели философии
ЗаключениеДругое / И. Кант - основоположник немецкой классической философии / Заключение
Начало и конец кантовской «Критики чистого разума» - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе.
Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой.[1] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 1.
[2] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 1.
[3] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 3.
[4] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 3.
[5] Там же.
[6] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 4.
[7] Там же.
[8] Кант И. сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 4.
[9] Кант И. сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 6.
[10] Кант И. сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 6.
[11] Там же.