Развитие интуитивных способностей
Другое / Интуиция в процессе научного познания / Развитие интуитивных способностей

Дальнейшее изучение действия интуиции в механизме мышления, я вижу в развитии собственных интуитивных способностей, так как я считаю, что это мне поможет в моей научно - исследовательской работе, да и просто в жизни.

В связи с этим мне представляется интересной работа Боно Эдварда де "Рождение новой идеи : О нешаблонном мышлении"/10/. В этой работе автор анализирует соотношение "шаблонного и "нешаблонного" мышления, т. е. пытается решить классическую проблему соотношения логики и интуиции в познании.

Также в своей монографии Боно Эдвард де дает следующие основные принципы нешаблонного мышления, которые "могут быть подведены под 4 очень общие, но далеко не единственно возможные рубрики: 1) осознание господствующих, или поляризующих, идей; 2) поиски различных подходов к явлениям; 3) высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления; 4) использование случая" /11 стр. 63/.

Раскрывая 2-ой принципы можно сказать словами автора: "Переход от очевидного способа подход а к явлениям к менее очевидному требует простого смещения акцента внимания" /11 стр. 65/. Говоря о смещении акцента внимания я приведу несколько идей, прочитанных мною в одной из статей из журнала "Путь к себе" : "Вдохните запах того, что слышите . Услышьте то, что видите .

Увидьте, не глядя. Услышьте в молчании. Ощутите, не касаясь. Комбинируя ощущения, вы откроете неведомое, то, что раньше никогда не чувствовали"/13 стр. 44/.

Далее рассматривая 3-ий принцип нешаблонного мышления Б. Эдвард де пишет: "Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы , человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить, так сказать, визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее привычку к визуализации мышления стоило было бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.

Визуальное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно.

Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, цвета, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса.

Очень полезным избежать влияния фиксированных частей какой-то проблемы является деление этих частей на еще более мелкие части, а затем составление из них более крупных новых соединений. Намного легче собрать мелкие части ситуации в разного рода соединения, чем разбить уже раздробленную ситуацию на новые составные части" /11 стр. 69/.

Однако здесь же автор отмечает, что очень важно применять нешаблонное мышление при таких ситуациях, когда шаблонное мышление неспособно дать ответ.

Вообще говоря об интуитивных способностях мне также интересна мысль о развитой женской интуиции. Так вот в одном из журналов я обнаружил такую информацию по этому поводу : "В 1985 году обнаружили, что corpus callosum - перешеек, соединяющий два полушария мозга у человеческого зародыша-девочки шире, чем у мальчика.

Слова помещаются в одном полушарии мозга, а чувства в другом. Значит, женщины способны связывать их гораздо быстрее, чем мужчины" /12 стр. 5/. Автор данной статьи считает, что занятия искусством и в особенности поэзией увеличивают этот "перешеек".

Вопрос развития интуитивных способностей, так же как и сама интуиция еще мало изучен, но по моему мнению, приведенные выше идеи уже сейчас помогают ученым раскрывать свои творческие способности, и тем самым способствуют развитию науки и постижению тайн бытия.

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Философия ХХ века
      ...

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Разделы