Психология научного познания
Другое / Интуиция в процессе научного познания / Психология научного познания
Страница 1

Говоря о методологии научного познания нельзя не упомянуть о психологической стороне познания, и здесь необходимо в первую очередь сказать о том, что думают сами ученые по поводу своих научных достижений.

Известный французский математик Анри Пуанкаре считал, что "важно посмотреть, что же происходит в самой душе математика", и полагал, что "лучшее, что можно для этого сделать, это провести собственные воспоминания". В этих воспоминаниях содержится описание следующего эпизода : "Мы сели в омнибус для какой-то прогулки : в момент, когда я встал на подножку, мне пришла в голову идея без всяких казалось бы предшествовавших раздумий с моей стороны". Анализ А. Пуанкаре содержит не только описания, но и интерпретацию, например утверждение, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, когда ей предшествует и за ней следует сознательная работа. А. Пуанкаре говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение, но подчеркивал, что оно может нас обманывать. Вместе с тем А. Пуанкаре подчеркивал, что его взгляды на природу творчества "несомненно нуждаются в проверке, так как несмотря ни на что остаются гипотетическими" /7 стр. 208/. В этом положении четко фиксируется эвристическая ценность и ограниченность самоанализа : его результаты являются источником формирования гипотез, но не являются доказательством правильности этих гипотез, доказательством являются только результаты объективного исследования психики.

К образу при характеристике творчества прибегает и Г. Гельмгольц : "Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывает ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало." Г. Гельмгольц анализировал зависимость появления новых мыслей от внешних условий : мысль "никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом .". К числу условий, благоприятствующих появлению новых мыслей, относятся : "чувство спокойного благосостояния", "пробуждение, неторопливый подъем по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь".

А. Эйнштейн считал, что "слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления", но нельзя сводить творчество к функционированию образного мышления /по 7 стр. 207/.

Таким образом в психологической литературе на основании обобщения рассказов крупных деятелей интеллектуального труда (ученых, изобретателей), интервью, биографических данных сложилось известное представление об основных стадиях мыслительного процесса. И это представление является по существу ответом на вопрос : из чего "слагается" мышление, что происходит от момента принятия задачи, подлежащей решению, до момента выдачи названия ее решения? Приведем одну из наиболее общих схем организации стадий решения задачи, которая предполагает выделение 4-ех стадий : 1) подготовка (постановка проблемы); 2) созревание решения (вынашивание); 3) вдохновение (рождение решения, интуитивное озарение); 4) проверка найденного решения.

Это представление о 4-ех стадийности любой сложной мыслительной деятельности показывает, то как развертывается процесс мышления. Отметим однако, что это схема родилась на основе самоописаний, самоанализа мыслительной деятельности крупных ученых и изобретателей. Это первый источник знаний об организации самого процесса поиска решения задачи /по 7 стр. 34/. Вторым источником получения знаний о мыслительной деятельности, который рассматривается в совокупности с первым источником и основывается на приведенной выше схеме процесса мышления, являются экспериментально-психологические исследования. Наиболее общими выводами о деятельности мышления, полученных в результате этих исследований и которые представляют интерес для данной работы являются : "1) деятельность мышления состоит не только из процессов, подчиненных сознательной цели, но и из процессов, подчиненных неосознанному предвосхищению будущих результатов, и процессов формирования этих представлений, которые нельзя, естественно, сводить к операциям ; 2) в составе деятельности (т. е. в том из чего она состоит) процессы этого второго рода могут занимать больше места, чем собственно целенаправленные действия"/7 стр. 85/. Таким образом психология научного познания говорит нам, что в мыслительной деятельности имеются некоторые неосознанные процессы, связанные с вдохновением. Далее попробуем более глубже взглянуть на эти процессы и определить место интуиции среди них.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Разделы