Античный материализм – от Фалеса к Демокриту
Другое / Концепция атомизма. Античность и современность / Античный материализм – от Фалеса к Демокриту
Страница 2

Продолжил традицию наглядно-образного толкования действительности Гераклит Эфесский. В вопросах первоосновы мира он был достаточно консервативен и считал ей огонь. Но главная заслуга мудреца в том, что он развил идеи диалектического развития, относительности и полного детерминизма мира (последняя с течением времени станет стержнем атомистического учения).

Становлению соответствующей понятийного, математического и логического аппарата способствовали работы представителей элейской школы и школы пифагорейцев (6 в. до н.э.).

Пифагорейцы стали первыми, кто попробовал постичь количественный аспект универсума. Они развили направление, которое сейчас называется теоретической математикой, параллельно разрабатывая принципы абстракции, логического доказательства и строгости системы. Школа пифагорейцев была по сути закрытым полумистическим орденом, члены которого абсолютизировали роль числа, приписывая ему свойства реальной сущности вещей (т.е. практически не различали числа и вещи). Подобная математизация природы сочеталась с невозможностью (нежеланием?) пифагорейцев отказаться от божественного и потустороннего в строгой арифметико-геометрической системе мироздания. Вместе с тем, первоначальная интуиция Пифагора о том, что, что тела состоят из неделимых точек-монад, число которых конечно, и общее отделение обыденного познания от теоретического имеет много общего с концепцией атомизма.

Ещё одной школой, причастной к созданию истинно философского взгляда на мир, была школа элеатов. Главные представители – Парменид и его ученик Зенон. Парменид ввёл в лексикон науки понятие «бытие», описывающее сущее в его целостности, вечности, неразрушимости, беспредельности. Другим важнейшим достижением элеатов стала разработка проблемы бесконечности и связанное с ней зарождение собственно научного знания. Очень важной предпосылкой в становлении атомизма стали апории Зенона, в которых исследовались понятия множества и движения. Зенон выдвинул проблему, имеющую значение и в наши дни: дискретен или непрерывен континуум? В других апориях Зенон показал, что если континуум мыслится как актуально данное бесконечное множество, то движение в таком континууме невозможно мыслить, ибо занять бесконечное число последовательных положений в ограниченный промежуток времени невозможно. В основе другой известной апории «Ахиллес» лежит то же противоречие: чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен занять бесконечное множество "мест", которые до тех пор занимала черепаха. Апория «Стрела» доказывает, что летящая стрела стоит неподвижно; идея вытекает из предположения, что время слагается из отдельных "теперь". Все эти критические парадоксы, которые по сути обосновывали невозможность движения, бросили вызов потомкам Зенона и подготовили почву для разработки важнейших понятий континуума и движения. Одним из вариантов разрешения противоречия стал атомизм Демокрита…

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Материя
      ...

    Философское понимание мира
      ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы