Античный материализм – от Фалеса к Демокриту
Другое / Концепция атомизма. Античность и современность / Античный материализм – от Фалеса к Демокриту
Страница 2

Продолжил традицию наглядно-образного толкования действительности Гераклит Эфесский. В вопросах первоосновы мира он был достаточно консервативен и считал ей огонь. Но главная заслуга мудреца в том, что он развил идеи диалектического развития, относительности и полного детерминизма мира (последняя с течением времени станет стержнем атомистического учения).

Становлению соответствующей понятийного, математического и логического аппарата способствовали работы представителей элейской школы и школы пифагорейцев (6 в. до н.э.).

Пифагорейцы стали первыми, кто попробовал постичь количественный аспект универсума. Они развили направление, которое сейчас называется теоретической математикой, параллельно разрабатывая принципы абстракции, логического доказательства и строгости системы. Школа пифагорейцев была по сути закрытым полумистическим орденом, члены которого абсолютизировали роль числа, приписывая ему свойства реальной сущности вещей (т.е. практически не различали числа и вещи). Подобная математизация природы сочеталась с невозможностью (нежеланием?) пифагорейцев отказаться от божественного и потустороннего в строгой арифметико-геометрической системе мироздания. Вместе с тем, первоначальная интуиция Пифагора о том, что, что тела состоят из неделимых точек-монад, число которых конечно, и общее отделение обыденного познания от теоретического имеет много общего с концепцией атомизма.

Ещё одной школой, причастной к созданию истинно философского взгляда на мир, была школа элеатов. Главные представители – Парменид и его ученик Зенон. Парменид ввёл в лексикон науки понятие «бытие», описывающее сущее в его целостности, вечности, неразрушимости, беспредельности. Другим важнейшим достижением элеатов стала разработка проблемы бесконечности и связанное с ней зарождение собственно научного знания. Очень важной предпосылкой в становлении атомизма стали апории Зенона, в которых исследовались понятия множества и движения. Зенон выдвинул проблему, имеющую значение и в наши дни: дискретен или непрерывен континуум? В других апориях Зенон показал, что если континуум мыслится как актуально данное бесконечное множество, то движение в таком континууме невозможно мыслить, ибо занять бесконечное число последовательных положений в ограниченный промежуток времени невозможно. В основе другой известной апории «Ахиллес» лежит то же противоречие: чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен занять бесконечное множество "мест", которые до тех пор занимала черепаха. Апория «Стрела» доказывает, что летящая стрела стоит неподвижно; идея вытекает из предположения, что время слагается из отдельных "теперь". Все эти критические парадоксы, которые по сути обосновывали невозможность движения, бросили вызов потомкам Зенона и подготовили почву для разработки важнейших понятий континуума и движения. Одним из вариантов разрешения противоречия стал атомизм Демокрита…

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Становление
      ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Творчество
      ...

    Разделы