PhieXperts.ru
Деятели философии
Онтологический интервалДругое / Феномен сознания / Онтологический интервалСтраница 1
Главная оппозиция в данном контексте — это "сознание — мозг", душа и тело, физическое и психическое. Первый вопрос, который здесь возникает, связан с выяснением физиологических предпосылок и материальных основ деятельности сознания как функции мозга, а вместе с тем и как проблема возникновения сознания.
Существуют две крайние точки зрения —теория всеобщей одушевленности материи (Ж. Робине) и концепция наличия сознания, психики лишь у человека (Р. Декарт). При всей противоположности они приводят к тупику, ибо делают невозможным решение проблемы возникновения сознания без обращения к мистической "высшей силе". Современная физиология и психология предлагает идею последовательного развития сознания из присущего всей материи свойства отражения. Тогда возникновение психики предстает как последовательный процесс:ü неорганическая материя — отражение в виде "следа", фиксирующего некоторые особенности воздействующего явления или предмета (отпечаток растения в окаменелости, след подошвы на земле и т.д.);
ü органическая материя — раздражимость, способность всех живых существ отвечать на воздействие специфическими процессами (тропизм у растений и низших животных, элементарные ощущения и т. д.).
Раздражимость интенсивно развивается в ходе эволюции, при этом расширяется как спектр воздействий среды, на которые способен отвечать организм, так и формы и механизмы этого ответа.
Одним из интенсивно исследуемых наукой XX в. механизмов ответа биологической системы на воздействие среды является инстинкт. К нему проявляют интерес бионика, кибернетика, этология, психология и другие дисциплины. Выявилось, что в этой, казалось бы, простой модели поведения содержится множество загадок. В этих книгах во всей сложности и многообразии предстает сила и слабость этого древнейшего поведенческого механизма.
Следующая стадия развития отражения — психическая. Для нее характерно, прежде всего, возникновение образа, т. е. специфическая реакция живой системы на комплексы свойств, характеризующих данный предмет и его связи с окружающей средой.
Абстрактное мышление формируется у индивида с появлением второй сигнальной системы (того или иного типа языка), ибо она делает возможным реакцию на "абстрактный сигнал" о конкретных предметах. Долгое время считалось, что развитый комплекс абстрактных символов (знаков) и речевая способность в целом присутствует только у человека. Однако "в апреле 1967 года малыш попросил своих приемных родителей "дать вкусненького", и это событие вызвало легкое волнение на поверхности наук о поведении — волнение, которое вскоре перешло в сокрушительное землетрясение. Событие это оказалось эпохальным потому, что малышом была молодая самка шимпанзе и просьбу свою выразила на человеческом языке. Впоследствии эта шимпанзе, по кличке Уошо, вела все более сложные беседы со множеством людей .". Позднее тому же языку были обучены и другие шимпанзе. Знаковая система, которой научились подопытные обезьяны, — упрощенный язык глухонемых, соответствующий ранним этапам развития речи.
Смотрите также
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...
Учение Лейбница
Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения
современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую
очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...