Антропологические версии онтологии XX в.
Другое / Антропологические версии онтологии XX в.
Страница 2

Одним из наиболее привлекательных и многообещающих вариантов неклассической онтологии, во многом вытекающим из попыток преодолеть недостатки гуссерлевской феноменологии, стал экзистенциализм в многочисленных его разновидностях.

Правда, еще большее влияние на его становление оказали Ф.М. Достоевский и С. Кьеркегор. В экзистенциализме был верно схвачен исключительно важный онтологический момент, подмеченный, впрочем, еще Р. Декартом в его принципе "cogito": человеческое бьпие имеет ряд важных преимуществ по сравнению с другими видами бытия.

Во-первых, оно представляет собой бьпие самоочевиднейшее и наиближайшее, ибо связано непосредственно с жизнью нашего сознания. Еще С.Л. Франк писал в "Предмете знания": "В лице "нашего сознания" мы имеем бьпие не только сознаваемое, но и подлинно сущее - бьпие, которое не противостоит нам, а есть в нас и с нами". Буквально ту же самую мысль о самоочевидности такого рода бытия можно найти у русского мыслителя В.И. Несмелова и позднее у Ж.П. Сартра в его "онтологическом законе сознания".

Во-вторых, бытие экзистенции в его существенных чертах может бьпь нами свободно управляемо и изменяемо. Оно находится в нашей прямой власти. Так, человек может направить свою мысль на любую предметность, может попытаться вспомнить любой факт своей биографии или представить любую ситуацию, могущую случиться с ним в будущем. Наконец, если он обладает ярким воображением, то способен представить себе даже процесс собственного перехода в небытие.

В-третьих, все другие виды бытия даны человеку только сквозь призму его экзистенции. Оно - значимое условие приобщения и к природному, и к социальному бытию, и к чужой экзистенции, дай к трансценденции - к Богу, если Он существует. Мы всегда впечатываем в мир структуры своей субъективности и никогда не имеем дело с чистым внешним бьпием как таковым. Эти три момента были подмечены М. Хайдегтером еще в ранний период его творчества. Он писал: "У здесь-бытия много преимуществ перед остальным сущим. Первое преимущество - оптическое: это сущее в своем бытии определено экзистенцией. Второе преимущество - онтологическое: здесь-бытие "онтологично" на основе того, что оно определено экзистенцией. Но здесь бытию равноизначально принадлежит понимание бытия всякого сущего, существующего не по мере здесь-бытия".

Онтологические исследования экзистенции могут разворачиваться в разных направлениях. Акцент может бьпь сделан или на способности человеческого бытия активно формировать собственную сущность, строить себя в мире (знаменитый тезис о том, что "существование предшествует сущности", наиболее развитый у Ж.П. Сартра), или на свободном творчестве человека, созидающего культурный мир и преодолевающего его окостеневшие объективированные формы (НА. Бердяев), или на перманентной, не поддающейся рационализации свободе действия, коммуникации, морального выбора и вычитывания шифров трансценденции (К. Ясперс), или на первичном опьпе переживания телесности, задающем всю последующую картину мира человека (Г. Марсель, М. Мерло-Понти), и т.д. Во всех вариантах именно человеческое бьпие (рефлексивное или дорефлексивное, подлинное или неподлинное) оказывается первостепенно важным. Все рациональные картины природы, общества, другого человека начинаются и заканчиваются в экзистенции. Человеческое бытие первично и фундаментально, а потому оно единственно и заслуживает философского интереса - вот ключевой тезис всех онтологии экзистенциального типа. Рассуждения же о мире, обществе и Боге без учета этой фундаментальности есть старая мертвая метафизика, угрожающая свободному и творческому человеческому бытию.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Философское понимание мира
      ...

    Противоречие
      ...

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Разделы