PhieXperts.ru
Деятели философии
Универсальные принципы и общенаучные методы познанияДругое / Наука как особая форма познания реальности / Универсальные принципы и общенаучные методы познанияСтраница 1
Универсальные принципы – мыслительные приемы, используемые во всех сферах познавательной деятельности, в систему естественных, технических и гуманитарных наук. Укажем лишь некоторые из них.
Принцип объективности.
Стремление рассматривать объекта (явление, вещь или процесс), исходя из внутренних (имманентных) представлений.Принцип развития. Представление, в соответствии с которым изменение как в количественном, так и в качественном отношении вещи, явления или процесса является их внутренним свойством.
Развитие присуще как органическим, так и неорганическим объектам, а также социокультурным системам. Выделяются различные виды развития. А именно: восходящее и нисходящее, прогрессивное и регрессивное, от высшего к низшему, от простого к сложному, от необходимого к случайному и т. п.
Принцип системности. Предполагается анализ вещи, явления или процесса в единстве, взаимодействии и взаимосвязи всех их элементов; рассмотрение элементов системы как единое целое.
Системность – стремление к всеохватности познавательного процесса, которая трактуется в качестве гносеологического идеала. Одной из особенностей системности является взаимосвязь используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования объектов различного уровня, изучаемых естественными техническими и гуманитарными науками.
Универсальные принципы научного познания (некоторые из них рассмотрены выше) конкретизируются в рамках общенаучных методов. Выделим ряд из них.
Индукция и дедукция. Основываются на соотношении дискретности (отдельности) и целостности (общности) реальности.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, когда сознание движется от частного знания к общему, к познанию законов. Научная индукция устанавливает причинные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части вещей и явлений определенной группы, а от них – к выявлению всеобщих причинных связей. Индуктивные умозаключения не дают достоверного знания, а только «наводят» мысль на выявление такого знания.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – метод познания, противоположный индукции, основанный на умозаключениях от общего к частному. Дедуктивные умозаключения предоставляют достоверное знание при условии, что таковое содержится в соответствующих посылках. В реальном познании дедукция и индукция взаимосвязаны. Конструктивность дедуктивного метода связана с предметно-практической и социокультурной деятельностью человека. Иначе говоря, его эффективность обусловлена накоплением и теоретической интерпретацией соответствующего эмпирического материала.
Анализ и синтез. Мыслительный и реальный процесс расчленения целого на составные части с последующим обретением утраченной целостности.
Анализ (от греч. analysis – разложение) – метод познает связанный с мысленным расчленением вещи, явления или процесса на составляющие элементы с целью познания. Аналитический метод позволяет познавать часть как элемент целого.
Синтез (от греч. synthesis – соединение) – противоположная мыслительная операция, связанная с объединением выделением элементов объекта в некоторое целое. Анализ и синтез находятся во взаимосвязи.
По существу, синтез представляет собой познавательный процесс, обогащенный результатами аналитического метода. Более того, из общего приема познания анализ и синтез превращаются в специальные методы исследований, соответствующие конкретным наукам (математический анализ, синтетическая химия и др.).
Классификация и обобщение. Логическое упорядочение научных объектов и процессов реальности.
Классификация (от лат. classis - разряд и facere – делать) – метод разделения исследуемых вещей, явлений или процессов на отдельные группы в соответствии с определенными признаками. Выделяются: естественная классификация, в рамках которой выявляются существенные сходства и различия объектов (например, в биологии); и искусственная классификация (скажем, библиотечный алфавитный каталог). Классификация по существенным признакам характеризуется как типология. Любая классификация является достаточно условной и относительной, совершенствуясь в процессе познания реальных объектов. Классификация – форма обобщения.
Обобщение – прием мышления, в рамках которого выявляются общие свойства, признаки и качества вещей, явлений и процессов действительности. Полученное обобщенное знание означает углубленное отражение реальности, свидетельствует о дальнейшем проникновении в сущность исследуемого объекта. Так, если в рамках классификации выделяются видовые признаки объекта (к примеру, понятия «береза», «тополь», «клен» и т. п.), то обобщение выходит на уровень родовых признаков (в данном случае – понятия «дерево»), отбрасывающих признаки специфического характера.
Смотрите также
Русская философия XIX – XX веков
...
Разновидности позитивизма
В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма -
неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные
трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...