Системность феномена науки
Другое / Наука как особая форма познания реальности / Системность феномена науки
Страница 1

Наука – специфическая форма деятельности (как в теоретической, так и в практической сферах), связанная с формированием сравнительно объективного, системного и доказанного знания о духовной и материальной реальности.

Наука – одна из определяющих подсистем культуры. К началу XXI в. насчитывается более 800 ее определений, ибо каждый крупный ученый (мыслитель) дает собственную трактовку феномена науки.

Если уточнить это достаточно общее определение, то следует выделять несколько направлений научной деятельности, его конкретизирующее. А именно:

–выявление не внешних, а сущностных характеристик реальности;

–формирование логически непротиворечивой системы знаний об объективной картине мира;

–прогнозирование состояния реальных объектов и процессов на основе выявленных природных и социальных законов;

–создание и разработка специальных средств познавательной деятельности (математические методы, исследовательское оборудование и т. п.);

–распространение особого вида профессиональной деятельности (ученые, инженеры, и т. п.) в сфере общественного разделения труда;

–функционирование специальной системы организаций и учреждений, занимающихся получением, хранением, распространением и внедрением полученных знаний (библиотеки, информационные центры и др.).

Термины «science» («наука») и « scientist» («ученый») возникли в первой половине XIX в. в европейской университетской практике. Ими обозначалась деятельность в сфере математики физики, химии и других естественных науках. Для деятельности в сфере социальных наук позднее стал использоваться термин «social science».

В процессе генезиса и развития научного знания усиливалось внимание к его классификации. Отметим некоторые вехи этого процесса.

Первые классификации науки возникли в эпоху античности. Аристотель (384-422 до н. э.) разделил философию (в качестве единой науки) на «теоретическую философию», «практическую философию» и «творческую философию». Более того, «теоретическая философия» подразделяется им на физическую, математическую и теологическую философию; на поэтику и риторику. Логика трактуется как пропедевтика (введение) ко всей системе наук.

В Новое время Ф.Бэкон (1561-1626) разработал классификацию наук на современном ему материале. Человеческое знание было разделено на три области (сферы), а именно: история (память), поэзия (фантазия) и философия (рассудок). При этом выделенные области знания подверглись им последующей детализации.

Представители французского Просвещения (Дидро, 1713-1784; и др.) в рамках «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», выделяли механику, физику, химию, физиологию и др.

А. де Сен-Симон (1760-1825) предложил классификации наук по аналогии с классовой структурой общества (рабовладельческое и феодальное общество - теология, капитализм - позитивизм и др.).

О. Конт (1798-1857) разработал доктрину «трех стадий» развития науки, а именно: теологической, метафизической и позитивной. При этом каждая из известных наук последовательно проходит, по его мнению, отмеченные стадии. Соответствующие стадии проходят не только естественные науки (астрономия, физика, биология и др.), но и гуманитарные науки – социология.

Фундаментальная классификация науки (философии) была предложена Гегелем (1770-1831). А именно: «реальная философия» подразделена им на «философию природы» и «философию духа». «Философия природы» включает механику, физику, органическую физику. «Философия духа» подразделяется на «субъективный дух» (антропология, феноменология, психология), на «объективный дух» (право, мораль, нравственность) и на «абсолютный дух» (искусство, религия, философия).

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Мышление
      Побеждай сперва мыслью, а потом делом. А.В. Суворов. Наука побеждать. ...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них. В. Рубцов Как мы думаем, так ...

    Разделы