Стационарность социальных эстафет
Другое / Основы философии / Стационарность социальных эстафет

В основе любых традиций лежит механизм социальных эстафет, т.е. механизм воспроизведения непосредственных образцов поведения и деятельности.

С конца прошлого века и до сравнительно недавнего времени считалось, что ребенок овладевает речью путем подражания.

Это представлялось почти очевидным фактом и не вызывало никаких возражений. Однако за последние два десятка лет ситуация резко изменилась. Стали появляться предположения, что подражание, или имтация, ничего не объясняет и что ребенок вообще не способен подражать. Считается, что гипотеза имитации не может объяснить таких фактов, как появление в детской речи неологизмов, фразовых структур и грамматических форм, которые ребенок никогда не мог слышать от взрослых, т.е. явлений, отсутствующих в языке-образце. Многие исследователи считают одной из важных специфических особенностей детской речи ее многозначность или, точнее, диффузность. Так, например, ребенок может назвать одним словом кошку и все меховые предметы, часы и плоские круги. Нередко это интерпретируют в том смысле, что главное место при овладении речью занимает не имитация, а генерализация.

Это важно для понимания механизма воспроизведения образцов. В свете того, что мы уже говорили об эстафетах и о социальных куматоидах вообще, противопоставление имитации и генерализации лишено смысла. Воспроизведение образцов деятельности, как правило, предполагает смену материала: один и тот же гвоздь не забивается дважды.

Поэтому воспроизведение образца, или его имитация, всегда представляют собой и генерализацию. Другое дело, что генерализация, осуществляемая ребенком, не совпадает с тем, что ждут от него взрослые.

Содержание эстафет, их относительная стационарность, сам факт их существования – все это эффект социокультурной целостности или, что то же самое, эффект контекста.

Нетрудно проиллюстрировать решающую роль контекста при понимании не только отдельных слов, но и целых предложений. Допустим, если произнести фразу: "Сейчас восемь часов утра". Собеседник может воспринять ее по-разному. В одной ситуации он может вскочить и воскликнуть, что он опаздывает на работу, в другой – зевнуть и сказать, что можно еще поспать. Было бы неверно воспринимать все сказанное в свете привычных и достаточно тривиальных представлений: все зависит от обстоятельств, от окружения, любой предмет меняется под воздействием внешних условий. Мы сталкиваемся здесь с принципиально новой ситуацией. Отдельное слово, отдельная фраза просто не существуют вне контекста, контекст их не изменяет, а порождает.

Мы должны перестать мыслить в рамках идеологии элементаризма, согласно которой целое состоит из частей. Человек живет и действует в некотором универсуме эстафет, но если мы попытаемся разобрать это множество на отдельные элементы, нас постигнет неудача, ибо элемнты при этом теряют свою определенность. Целое существует как нечто достаточно определенное во всех своих частях, но эти части при попытке их выделения фактически перестают существовать.

С этой странной с точки зрения здравого смысла ситуацией прежде всего столкнулись гуманитарии, потом физики. Надо сказать, что для последнего времени вообще характерна переориентация с поиска причин изменения и развития на анализ устойчивости, стационарности и самоорганизации. В значительной степени это коснулось и философии науки.

В свете изложенного можно построить общую и принципиальную модель развития науки. Например, имеется некоторый исходный набор образцов, в рамках которых осуществляется деятельность. Каждый акт их реализации есть порождение новых образцов, в чем-то отличных от предыдущих. Эти последние теперь тоже воспринимаются в новом контексте и приобретают новое содержание. Можно сказать, что "генофонд" науки потенциально бесконечен.

    Смотрите также

    Конфуций - Учитель с большой буквы
    С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Разделы