Знания
Другое / Основы философии / Знания
Страница 1

Знание – это куматоид. Конечно, современное научное знание не существует без книг, но книги – это только материал, только среда, на которой живут эстафеты понимания и интерпретации текстов, включающие в свою очередь другие эстафеты, уже непосредственно образующие содержание знания.

Знание, разумеется, не отрицает эстафет и не существует без них. Но эстафетный механизм очень ограничен в своих возможностях, он ограничен, образно выражаясь, нашим индивидуальным полем зрения. Каждый человек может воспроизводить только то, что он непосредственно наблюдал, он владеет только той совокупностью образцов, которая была ему продемонстрирована. Возьмем пример. Информационный рынок. Здесь одна сторона задает вопросы, другая дает ответ. Возьмем эту ситуацию в качестве образца для воспроизведения и получим знание уже в полном смысле слова. Представим себе, что один из участников описывает свою болезнь, а другой – способ лечения. Закрепив этот акт коммуникации в качестве образца путем устного или письменного воспроизведения, мы получим знание типа: болезнь с такими-то симптомами лечится таким-то путем. Первые дошедшие до нас системы знаний как раз и представляют собой списки рецептов такого рода. Если принять эстафетную модель, то знание выглядит как особая эстафета, в рамках которой закрепляются и транслируются акты коммуникации. В самом исходном таком акте элементы будущего знания распределены между разными участниками: один формулирует задачу, другой указывает способ решения. Эстафеты, формирующие знание, закрепляют единство этих элементов, и мы получаем чисто вербальную форму фиксации опыта, защищенную от ситуативности коммуникационных актов. Приведем пример. Представим себе новичка в минералогическом музее. Его внимание привлекает кристалл, под которым лежит табличка с надписью: "Мусковит, Родопы". Мы предполагаем, что наш герой умеет читать и способен сообразить, что табличка относится именно к данному кристалу. В принципе это не очевидно и свидетельствует, что герой работает в некоторой традиции и не первый раз сталкивается с подобного рода табличками.

Текст должен быть прочитан примерно так: "Данный минерал называется "мусковит" и найден в Родопах".

О чем говорит приведенный пример? Во-первых, он показывает, что знание – это некоторая эстафетная структура и все включенные в нее эстафеты можно разбить на две группы: одни образуют как бы устройство ячейки памяти, другие – ее содержание. При этом ясно, что содержание одной и той же ячейки может быть различным. В нашем примере все зависело от опыта героя. Во-вторых, пример показывает, что содержание знания состоит в соотнесении предшествующего опыта с новым объектом или ситуацией. Знание "перебрасывает" опыт в новую ситуацию, в рамках которой он еще не использовался. Поскольку опыт в простейшем случае – это эстафеты, то знания, как мы уже отмечали, - это своеобразные волны.

Согласно сказанному, в самом содержании знания можно также вычленить два элемента: во-первых, это указание средствами языка или с помощью образцов, как в приведенном примере, тех объектов или ситуаций, куда переносится предшествующий опыт, во-вторых, сам этот опыт. Указанные таким образом объекты или ситуации – это референты знания. Переносимый опыт, который существует чаще всего в форме эстафет, мы будем называть репрезентатором. Построение знания – это поиск репрезентаторов для тех или иных объектов или ситуации.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Разделы