Знание
Другое / Основы философии / Знание

Карл Поппер предложил в 1967 году различать следующие три "мира": во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных состояний, в-третьих, мир объективного содержания мышления, мир научных идей, проблем, поэтических мыслей и произведений искусства.

Этот "третий мир" вполне объективен и осязаем. Это мир книг, библиотек, мир произведений живописи. Книга, согласно Попперу, содержит объективное знание независимо от того, прочитает ее кто-нибудь или не прочитает. Важно только то, что она потенциально может быть прочитана и понята.

Концепция Поппера подчеркивает своеобразие и загадочность знания как объекта исследования: для того, чтобы найти ему место в цепи явлений, понадобилось выделить особый "третий мир". Настаивая на самостоятельном и независимом существовании этого мира, Поппер предлагает нам следующий эксперимент. Он предлагает представить себе, что уничтожены все машины и орудия труда, а также все субъективные знания и навыки, позволявшие пользоваться ими. Восстановится ли цивилизация. Поппер отвечает: "да". Если при этом сохранятся библиотеки и наша способность читать и понимать книги.

Книга в чем-то подобна магнитофонной ленте, на которой записана какая-либо музыка. Сама лента – это еще не музыка. Нам необходимо вдобавок считывающее устройство и устройство, преобразующее электромагнитные колебания в звук. Если пользоваться приведенной аналогией, то можно ответить на вопрос: что же такое знание? Это и не лента, и не музыка сами по себе, это то устройство, которое позволяет перейти от одного к другому. Знание – это, прежде всего некоторое особое устройство памяти.

    Смотрите также

    Философия в XIX веке
      ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Разделы