Перспективы развития психологизма в начале XXI века
Другое / Перспективы развития психологизма в начале XXI века
Страница 2

Для точной постановки проблемы мы будем различать две области исследований:

1) исследование логических систем и их семантических ин-терпретаций и 2) исследования философской мотивации и философской ин-терпретации результатов, полученных в процессе логических исследований.

Первая - это собственно логика, вторая - это философия логики. Проблема психологизма связана с мотивацией логических исследований и их интерпретацией. Мы не можем говорить, что психологизм или антипсихологизм принадлежат логике или каким-то образом вытекают из логики. Проблема психологизма ставится и решается в философии логики, которая рассматривает логические системы и теоремы как материал для формулировки философских утверждений о логике и ее отношении к внелогической реальности (наука, мышление, практическая деятельность и т.п.).

Проблема психологизма - это вопрос о соотношении логики, с одной стороны, и мышления или некоторых психологических процессов - с другой. Понять этот вопрос можно только тогда, когда мы более или менее ясно будем понимать обе стороны этого отношения. Что такое логика? Что такое мышление? - вот вопросы, на которые нам с самого начала необходимо дать хотя бы приблизительные ответы, достаточные для постановки самой проблемы. На оба эти вопроса очень трудно ответить в общей форме. Поэтому я предлагаю выбрать некоторых наиболее типичных представителей этих понятий, чтобы достаточно точно представить себе, что же имеется в виду под логикой и мышлением. Под термином "логика" я буду понимать произвольную формализованную логическую систему, например, классическое исчисление предикатов первого порядка, вместе с ее семантической интерпретацией, а под термином "мышление" - рассуждения познающего субъекта, когда он пытается решить задачу произвольной природы, не используя при этом каких-либо формальных логических средств. Мышление - это рассуждение, осуществляемое без сознательного применения формализованных логических законов и правил вывода. Таким образом, разграничительной линией между мышлением и логикой является наличие или отсутствие формализации. Это вполне соответствует обычному пониманию логики - как аристотелевской, которая началась с выделения и классификации форм рассуждений, так и современной математической логики, которая целиком основывается на методе формализации рассуждений. Мышление, не использующее методы формализации и не прибегающее к сознательному применению логических правил и норм, будем называть "естественным мышлением".

Миф второй: Спор психологизма и антипсихологизма закончился полной победой антипсихологизма в 30-х годах ХХ века и в настоящее время и навсегда антипсихологизм остается твердым основанием всей логики.

Действительно, спор психологизма-антипсихологизма имел место с 80-х годов XIX века до 30-х годов ХХ века и закончился полной победой антипсихологизма. Об этом существуют торжествующие заявления Карнапа и Лукасевича. Сейчас можно услышать утверждение, что ни один серьезный логик в ХХ веке не придерживался концепции психологизма. Однако это распространенное в логических кругах утверждение также является мифом. В качестве опровержения приведу пример такого серьезного логика как У. Куайн.

Критика психологизма верна, если мы можем свести науку к наблюдению, если же нет, то психологизм может быть оправдан. "Почему бы не вникнуть в то, каким образом в действительности совершается эта конструкция? Почему бы не удовольствоваться психологией? Такое перенесение эпистемологического бремени на психологию является приемом, который не дозволялся ранее как круговое рассуждение. Если цель эпистемолога - удостоверение оснований эмпирической науки, он не достигает своей цели, если использует психологию или другую эмпирическую науку при таком удостоверении. Однако такие угрызения совести по поводу круга теряют свое значение, если мы перестанем мечтать вывести науку из наблюдений.

Куайн даже формулирует возможность рационального моделирования психологических процессов: "Такое исследование может даже включать нечто подобное старой рациональной реконструкции, в той мере, в которой эта реконструкция вообще практически осуществима; дело в том, что конструкции воображения могут содержать намеки на действительные психологические процессы, во многом подобно механическим моделям. Однако очевидное различие между старой эпистемологией и эпистемологическими занятиями в новом психологическом окружении состоит в том, что теперь мы свободно можем использовать эмпирическую психологию".

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Философия ХХ века
      ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы