Заключение
Другое / Пути гармонизации отношений человека и природы / Заключение
Страница 1

Человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на "человечность".

В настоящее время перед человеком остро встал выбор между поиском путей гармонизации своих отношений с природой или неминуемой гибелью.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен гармонизировать свои отношения с природой. Но, нам представляется, что в современных условиях развитого потребительского общества этого добиться очень сложно или не возможно без разработки стратегии развития человеческого общества и пересмотра морально-нравственных ценностей человечества.

Распространение идеологии потребительства наносит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно способствует некритическому отношению к окружающей действительности. В результате широкого распространения идеологии потребительства в сознании человека укрепляется опасное заблуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. И это, бесспорно, наносит огромный урон духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития.

Состояние среды существования человека характеризуется параметрами состояния атмосферы, воды, земли, растительного и животного мира, запасами в недрах. Существование человечества пока невозможно без изменения состояния среды, поэтому при реализации своей деятельности человек постоянно должен оценивать масштаб совершаемых изменений, их целесообразность, достигаемое улучшение культурного, научно-технического и демографического потенциалов, а также бытового обеспечения. В частности моя научная работа: "Динамика численности звездчатого пилильщика-ткача и меры борьбы с ним в Тверской области", и призвана, в какой-то мере, оценить масштабы конкретной деятельности человека и последствия воздействия на природу, а также по возможности наметить пути снижения отрицательных последствий воздействия человека на природу.

На наш взгляд, чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.

Итак, конец XX века подвел человечество к рубежам: за ними начинается новый этап его истории, — оно превращается в единый организм, в котором, несмотря на всё (притом растущее) многоцветие культур, возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства и т.д., без которых трудно организовать необходимое взаимодействие внутри возникающей общепланетарной общности.

Особую роль в этом процессе унификации играет необходимость некоторых общих стандартов во взаимоотношениях с Природой, т.е. существование экологического императива. Все говорит о возможном или желаемом состоянии общества, которое будет способно обеспечить дальнейшее развитие цивилизации в данных конкретных природных условиях, при данном уровне развития науки, техники и производительных сил. В этом состоянии общество должно не разрушать биосферу, не содействовать ее деградации, а наоборот, поддерживать и развивать ее многообразие и ее способность к адаптации.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Становление
      ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разделы