Теория познания
Другое / Религиозное учение и этика Канта / Теория познания

Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка на первый взгляд, формулируется материалистически: признается существование внешнего предметного мира (так называемых вещей-в-себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные представления).

Предмет эмпирического наглядного представления – это явление; в нем две стороны: 1) его материя, или содержание, которая дается в опыте, и 2) форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, Т. е. Наховдитя в нашей душе дои независимо от всякого опыта.

Рассудок – это вторая ступень познания. (Первая чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания – категории. Они присущи рассудку изначально. Многообразие явлений накладывается на сеть времени мы ничего познать не можем. Но именно поэтому категорий, которые придают нашему знанию уже неэмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, Т. е, научный, характер. Научное знание есть знание категориальное. Это верно, но дальше Кант рассуждает уже как субъективный идеалист; рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их

Единство категорий и познавательная (синтетическая) способность их имеют своим источником, по Канту, не объективное а трансцендентальное единство самосознания

Сила рассудка – в его синтетической способности. Но эта способность у него не полная, не безграничная. Она ограничена пределами опыта, за эти границы рассудок выйти не может. Однако сам рассудок не знает своих собственных границ да и знать их не хочет! Он постоянно преступает эти границы. стремится из мира явлений (на который только и распространяется его законодательная власть) проникнуть в мир вещей-в-себе. Но, покинув границы опыта (став, тем самым, уже не рассудком, а разумом), он попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными

Разум – это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно через рассудок. Разум – высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа – «да» или «нет» – ни на один из вопросов мировоззренческого уровня. Имеет ли мир начало во времени и в пространстве или он бесконечен и вечен? Бессмертна или смертна душа человека? Существует ли свобода воли или в мире нет никакой свободы, а все совершается по закону естественней необходимости? Есть бог или нет бога?

    Смотрите также

    Движение
      ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы