Что есть мир
Другое / Смысл жизни человека в философии А. Шопенгауэра / Что есть мир
Страница 2

Шопенгауэр вводит далее очень важный, концептуальный элемент в своей философии - мир как представление. Под представлением понимается разделение мира на объект и субъект.Такое разделение является следствием появления познания, так как каждое познание предполагает наличие познающего - субъекта и познаваемого - объекта.

Описывая основные черты мира как представления, Шопенгауэр особо отмечает взаимосвязь и взаимозависимость объекта и субъекта, говоря, что их существование немыслимо друг без друга. Философ здесь прямо заявляет о нелепости вопроса первичности субъекта или объекта именно потому, что они подразумевают друг друга. Второй особенностью существования мира как представления является то, что время, пространство и материя могут существовать только как формы познания и не присущи воле и ее проявлениям как таковым до познания. Отсюда вытекает важное следствие: все вопросы с оттенком времени, пространства и причинности неприменимы к воле. Мы просто не имеем права задавать такие вопросы, так как воля не обладает перечисленными характеристиками. Это заключение уже приводит нас к ответу на основной вопрос данного реферата, но мы подождем пока.

Самым первым способом познания является рассудок - свойство мозга сопоставлять воздействующие на организм раздражения с последствиями, к которым они приводят. Рассудком обладают все животные и именно им они отличаются от растений. Познание рассудком имеет своим результатом либо действительность - познанное верно, либо призрак - то, что рассудок познал неправильно. Рассудок является коррелятом материи, то есть познает причинность в действии раздражения. Бытие материи состоит в ее действии и именно это действие познается рассудком.

Следующий скачок в ступенях объективации воля делает тогда, когда выводит на арену человека с его мощнейшим оружием - разумом. Разум - ключевой элемент познания, отличающий человека от животных. Основное свойство разума - образовывать понятия, то есть переводить познанное в абстрактное состояние, доступное для дальнейшего познания без непосредственного воздействия раздражения. Говоря по-простому, и человек и животное могут познать какое-то явление, но, в то время как животное осознает связь между причиной и действием явления лишь на рассудочном уровне, и познание это проявляется лишь в минуты непосредственного воздействия раздражения (рефлекс), то человек, в дополнение, способен анализировать причину, следствие и оперировать уже проанализированными понятиями. Так, Шопенгауэр указывает наличие у человека двух миров существования - абстрактный и реальный. Именно в наличии абстрактного мира человек коренным образом отличается от животных. Шопенгауэр заявляет, что именно из-за наличия разума человек есть высшее создание природы, так как единственный из познающих этот мир способен анализировать его.

Уясняя описанную структуру, отметим, что разум способен оперировать только познанным. И, хотя по возможностям познания стоит выше рассудка, но целиком и полностью опирается на него. Отсюда следует важное заключение - в понятиях человека нет ничего, что не познавалось бы до этого рассудком.

Для сохранения ровности изложения напомню, что и разум и рассудок есть только способы познания, которое в свою очередь есть лишь ступень объективации воли. Это ни на мгновение не следует выпускать из внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Противоречие
      ...

    Разделы