Заключение
Другое / Современная философия экономики / Заключение

Повторим еще раз - философия своей мировоззренческой, познавательной, методологической и эвристической функцией способствует формированию у экономиста поискового мышления, инновационного и адаптационного потенциала.

Значимы и совсем не устарели подходы к образованию выдающегося русского философа и экономиста, создателя философии хозяйства С.Н. Булгакова. При чтении курса по истории экономических учений для студентов он излагал следующие идеи. Чтобы быть полезным обществу, студент должен стать специалистом. Но специализация несет опасность сужения общего духовного горизонта. Поэтому, "вступая в здание экономической науки, нельзя идти только вперед, а необходимо подниматься и вверх, необходимо спрашивать себя не только о том, какова техника этого знания, но и каков его общий смысл, высшая ценность, каков идеал этого знания… Высшая школа должна давать и общечеловеческие знания, или, что то же самое, общефилософские дисциплины, которые раскрывали бы смысл и значение технических проблем при свете общих идеалов человеческой личности".

Если политическая экономия изучает целесообразные методы и условия хозяйствования, то философия хозяйства исследует, по мысли С.Н. Булгакова, хозяйство как ценность, как идеал и благо. До сих пор в философии экономики доминирует методология, основанная на выделении сходных, однородных черт локальных цивилизаций и на их классификации, выливающейся в установлении экономических закономерностей. Изменение функций глобального рынка и уникальность природных богатств и исторических условий России требуют строить философский диагноз экономики локальных цивилизаций не на их стандартизации, а на учете их различий. Однако это не должно приводить к такому разделению труда, когда экономисты изучают материальные аспекты деятельности людей, а философов интересуют лишь мировоззренческие и этические вопросы общественной жизни. Нужен целостный, интригующий взгляд, поскольку его отсутствие ведет к существенным недостаткам в социальной теории и практике.

[1] "Римский клуб" - неправительственная общественная организация, созданная в 1968 г. для рассмотрения мировых проблем на основе глобальных подходов. Цит. по: Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. С. 24.

[2] Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме, М., 2000

[3] Самсин А.И. Основы философии экономики, М., 2003.

[4] Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 23-25.

[5] См.: Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире: Курс лекций. М., 2002. С. 129-131.

[6] Лось А.В. Концепции современного естествознания. М., 2000. С. 195.

[7] Цит. по: Экология и экономика природопользования. М., 1998. С. 144.

[8] Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная: Новый доклад Римскому клубу: Пер. с англ. М., 2000. С. 387.

[9] Козловски П. Принципы этической экономии: Пер. с нем. СПб., 2002. С. 311.

[10]Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Пер. с англ. М., 1999. С. 57.

[11] Государственные приоритеты в науке и образовании. М., 2001. С. 138-139.

[12] Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 2004. С. 12.

[13] Априоризм в философии экономики включает методологическую позицию, согласно которой экономическая наука по существу является системой дедуктивных заключений из ряда априорных постулатов, установленных путем интроспекции и не доступных эмпирической верификации. Хатчисон отрицал научность таких постулатов.

[14] Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. № 4. 2004.

[15] Блауг М., Экономическая мысль в ретроспективе, М. 2004 стр. 652.

    Смотрите также

    Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
    Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Движение
      ...

    Разделы