Любовь к мудрости
Другое / Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека / Любовь к мудрости
Страница 1

Общие представления о мире и челове­ке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Явление это многомерно, оно формирует­ся в различных областях человеческой жиз­ни, практики, культуры.

К духовным образо­ваниям, причисляемым к мировоззрению, от­носят и философию. Её роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что же такое Философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение

- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое об­щее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Ми­ровоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, это не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Разнородные «бло­ки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, на­строений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представ­лены познавательная, ценностная, поведен­ческая сферы в их взаимосвязи. (2, стр.7-8)

Философия

(от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости», форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.; основные направления философии XX в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. (1)

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния, предоставляя их сфере художественно­го творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы, переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обы­денным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким обра­зом, прогрессирующее отмежевание от ми­фологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного созна­ния, его ограниченности.

Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе че­ловека, его судьбе, о целях человеческой жиз­ни и её разумном устройстве. Ценность муд­рости усматривалась и в том, что она позво­ляет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Счи­талось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, об­раз жизни. Важность этого жизненно-прак­тического аспекта мудрости глубоко понима­ли и первые философы, и великие мыслите­ли более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной уста­новки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верования­ми, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим ве­кам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл толь­ко в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней фило­софской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно от­крыть, затвердить и использовать. Она ­– это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, всё же должен пройти и сам. (2, стр.15)

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философское понимание мира
      ...

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы