Любовь к мудрости
Другое / Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека / Любовь к мудрости
Страница 1

Общие представления о мире и челове­ке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Явление это многомерно, оно формирует­ся в различных областях человеческой жиз­ни, практики, культуры.

К духовным образо­ваниям, причисляемым к мировоззрению, от­носят и философию. Её роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что же такое Философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение

- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое об­щее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Ми­ровоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, это не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Разнородные «бло­ки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, на­строений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представ­лены познавательная, ценностная, поведен­ческая сферы в их взаимосвязи. (2, стр.7-8)

Философия

(от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости», форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.; основные направления философии XX в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. (1)

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния, предоставляя их сфере художественно­го творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы, переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обы­денным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким обра­зом, прогрессирующее отмежевание от ми­фологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного созна­ния, его ограниченности.

Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе че­ловека, его судьбе, о целях человеческой жиз­ни и её разумном устройстве. Ценность муд­рости усматривалась и в том, что она позво­ляет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Счи­талось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, об­раз жизни. Важность этого жизненно-прак­тического аспекта мудрости глубоко понима­ли и первые философы, и великие мыслите­ли более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной уста­новки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верования­ми, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим ве­кам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл толь­ко в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней фило­софской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно от­крыть, затвердить и использовать. Она ­– это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, всё же должен пройти и сам. (2, стр.15)

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Разделы