Формы мировоззрения
Другое / Специфика философского мировоззрения / Формы мировоззрения
Страница 2

В отличие от мифологического политеизма, монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру, к Богу, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию и гармонию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога (тварное), место.

Бог и человек в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные сферы бытия.

И оцениваются эти сферы по-разному: высшее – низшее, блаженство – страдание, истинное небесное – неистинное земное, благодатное – греховное. Этот дуализм бытия (разделение его на две сферы) действительно выражал дисгармонию человека с окружающей его действительностью. Данное представление поставило человека перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В результате формируется новое мировоззрение – система единых внутри каждой религии догм (незыблемых установлений) во главе с Абсолютом – Богом. Формируется система жизненных предписаний, данных как откровение Бога избранным, пророкам. В иудаизме – это Моисей, в христианстве – Иисус Христос и апостолы, в исламе – Магомет (Муххамед). Система догм уже готова и непреложна, она не требует от человека сомнений в ее правильности и не требует выработки собственных представлений о ценностях. От человека здесь ожидается только одно – безусловная вера и в сами предписания (догмы и заповеди), и в того, от чьего имени они транслируются в мир, к людям.

Основная функция религиозного мировоззрения – психологически-умиротворяющая. Французский просветитель и философ XVIII в. Вольтер писал, что если бы религии не было, ее следовало бы специально создать, так как, прежде всего, религия учит человека терпению, скромности, смирению и надежде. [ 8, С.20].

Религиозная вера призвана придать верующему жизненную устойчивость, направляет на те установления, которые не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр.

Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия "выигрывает" по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философия с ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.

В большинстве религий и конфессий (религиозные направления) религиозное мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными в актах богослужения. Некоторые конфессии обставляют это очень пышно и торжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу. Кроме того, религия включает и материализованную структуру – церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и выполняет свою посредническую функцию связи Бога с человеком, но имеет множество других функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования той или иной религии.

В современном мире существует множество религий и религиозных направлений. Крупнейшие из них – христианство, ислам и буддизм получили статус мировых религий, но они внутри себя также не являются однородными. Есть ряд религий, не относящихся к мировым, но не менее влиятельных в своих культурах: например, иудаизм, индуизм, синтоизм и др. Современность формирует новые религии и секты, привлекающие особенно молодых людей, как правило, тех, кто разочаровался в существующих традиционных ценностях. Но не всегда новое лучше прежнего. За пышным фасадом и мудреной словесностью часто кроется меркантильный интерес "новых пророков" и антигуманное содержание "новых откровений", ритуалы и обряды, зомбирующие сознание и калечащие душу. [ 8, С.21].

Итак, с развитием социальных форм жизни в мировоззрении постепенно усиливается внимание к духовных проблемам. Людей начинают интересовать не только мир, природа сами по себе, но и вопросы человеческих взаимоотношений, проблемы добра и зла, справедливости, смерти и бессмертия человека, его нравственных ценностей.

Попытка осмыслить эти проблемы связывается с представлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются в образах богов. Так складывается религия — исторически, социально и психологически обусловленный тип мировоззрения, в основе которого лежит признание существования наряду с земным, природным и социальным бытием потустороннего мира, который является высшим по своему значению для живущих людей не только потому, что определяет их индивидуальное земное существование, но и в силу того, что в этом вечном высшем бытии будут в итоге решены все земные проблемы.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Разделы