Структура философского знания
Другое / Структура философского знания / Структура философского знания
Страница 1

Философия определяет пути развития всеобщего знания и познания всеобщего. Всякое познание предполагает познающего – субъекта и то, что познается – объект познания. Познание – один из видов жизнедеятельности, где субъект и объект всегда связаны.

Как мы видели, особенность объекта философского познания – мир в целом, все сущее или бытие.

Но в любом объекте философия выделяет основу саму по себе, или сущность и то, что нужно человеку, удовлетворяет его потребности или ценность. С познанием субъектно-объектных отношений складывается изначальное философское знание – теория познания. Это своеобразное движение от субъекта к объекту. Обратное движение, отражение объекта в субъекте, неотделимо от свойственного объекту разделения на противоположные стороны, где сущность и ценность представляют исходные начала.

Неразделимое с теорией познания учение о раздвоенности бытия именуется диалектикой. Раздел философии, изучающий сущность – метафизика, а изучающий ценность – аксиология (от латинского «аксиос» – ценность).

Мы входим в мир, познаем его при помощи чувств и мышления. Если ценность через потребности обращена к нашим чувствам, то постижение сущности – задача мышления. Мышление и сущность, чувства и ценность – их парная слитность запечатлевается в структуре философского познания: сущность мышления – предмет логики, ценность чувств – эстетики.

Носителем познания является человек. Через человека продолжается разделение сущностного и ценностного ряда философских наук. Сущность человека изучает психология, ценность человека – этика. К числу ценностных характеристик человека относятся понятия достоинства, уважения, чести, гордости и т.д.

Человек – составная часть общества. Сложились соответствующие науки об обществе: социология – о сущности общества и политология – о ценностях общества. Спор политологов сосредоточен на ценностных аспектах и ценностных концепциях общества. В этом политологию надо отличать от политической социологии, которая, подобно социологической науке в целом, сосредоточена не на ценностных предпочтениях групповых субъектов общества, а на чисто объективных процессах, показателях, признаках социальной жизни[2].

Издавна известно направление философского знания, сосредоточенного на исследовании природного мира. Это натурфилософия, то есть философия «натуры», или природы. Но лишь в последние десятилетия неслучайную актуальность обрело знание о ценностях природы – экология. В научных спорах, в основном ученых-естественников, формируются представления о предмете экологии. Но ее философский статус в рамках излагаемой нами системы несомненен.

И, наконец, следующий, высший уровень философского знания связан с науками о сущности и ценности бытия в целом. Это соответственно онтология и культурология. Они возникли также в разные времена, древнее и новейшее. Понятие культуры сформировалось во второй половине XVIII века, а понятие ценности в философии – к концу XIX века. Термин «аксиология», обозначавший «науку о ценности» введен в научный оборот в самом начале XX столетия. Уже это объясняет, почему ценностный ряд наук возник намного позже сущностного. Это касается, прежде всего, политологии, экологии, культурологии. В этике и эстетике, родившихся до новой эры, понятие ценности, ценностные свойства рассматривались в рамках сложившихся в науке подходах, согласно которым оно неотделимо от сущностных свойств.

Таким образом, мы можем выделить общее философское знание и философское знание на указанных выше уровнях бытия. Мы видим, что «общая философия», философия как таковая, – наука о познании, сущности и ценности бытия (соответствующие разделы – теория познания, или гносеология, метафизика и аксиология).

Но существует еще одна форма сознания, естественно выходящая на вопросы миропознания и мировоззрения – религия. Но религия при этом покоится на вере, на возможностях высшего откровения, доступного посвященным, и открывающих суть и ценность не только бытия, но и инобытия, – мира невидимого. Религия как предмет познания предстает в специальной философской науке, – религиоведении. В свою очередь религия выходит на философию богословской наукой, теологией, которая с позиций религиозного мировоззрения определяет сущность и назначение философии.

И, наконец, нам остается выделить временные параметры познаваемого философией бытия – прошлое и будущее:

- в первом случае наука любомудрия представлена философией истории и историей самой философии;

- во втором, – прогностикой общей и прогностикой философских проблем. Прогностика (производное от «прогноз») исследует будущее развитие, экстраполируя (распространяя) на него познанные закономерности всеобщего развития. А самой постановкой главных задач и вопросов, выяснением и предопределением их призвана заниматься специальная прогностика философского знания, предвосхищающая тем самым наиболее актуальные проблемы, как общей философии, так и частных философских наук.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Разделы