Золотая середина
Другое / Сущность философии / Противоречие / Золотая середина

Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.

Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.

"Бросаться в крайность" — нарушать меру.

ПК — правая крайность

ЛК — левая крайность

пп — правая противоположность

лп — левая противоположность

— область золотой середины (нормы-меры)

Ниже приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.

ПКпплпЛК

Трусость осторожность смелость, отвага,

Храбрость безрассудство,

отчаянность

застенчивость,

самоуничижение,

забитость скромность гордость гордыня,

высокомерие,

надменность

кичливость

альтруизм,

самоотвержение любовь к другим любовь к себе эгоизм,

себялюбие

расточительность щедрость бережливость скупость

жадность

доверчивость доверие бдительность подозрительность

легковерие верасомнение,

скепсисскептицизм,

неверие, безверие

прекраснодушие,

мечтательность оптимизмреализм,

трезвость пессимизм

растворение в

общении общение уединение одиночество

национализм,

шовинизм патриотизм интернационализм космополитизм

сибаритство,

распутство полнота жизни умеренность аскетизм

бесстыдство,

цинизм раскованность стыдливость робость,

стеснительность

В педагогике:

диктат, деспотизм,

тирания требовательность чуткость попустительство

В Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из самых важных в системе жизненных принципов. Девиз "ничего слишком" ("всё в меру") был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах. Величайший философ Древней Греции, Аристотель, разработал целую теорию золотой середины. И впоследствии философы не раз возвращались к этой теории. А. Шопенгауэр, например, в подтверждение теории золотой середины приводил следующие соображения: "Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый — скупым или же расточитель — щедрым, грубость — прямотою и откровенностью, наглость — благородною самоуверенностью и т.д." ("Parerga und Paralipomena" — А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).

    Смотрите также

    Философское понимание мира
      ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы