PhieXperts.ru
Деятели философии
ФилософияДругое / ФилософияСтраница 9
16.Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
• деистическое;
• атеистическо-материалистическое;
• утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
• отвергали идею личного Бога;
• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
17.Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.
В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.
Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего).
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Смотрите также
Жизнь, смерть, бессмертие
Жизнь, смерть, бессмертие —
магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди
задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Особенно пытаются
разобрать ...
Материя
...