Философия и наука
Другое / Философия в контексте культуры / Философия и наука
Страница 2

Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мирр. Человек – отправная точка философских суждений о мире.

Философия близка к гуманитарным отраслям научного познания – культурологии, искусствоведению, литературоведению и т.д. (так называемым «наукам о духе»). Однако каждая из этих дисциплин изучает лишь некоторую отдельную сферу духовной жизни людей и не может в своих рамках осмыслить общие, исходные, «предельные» основания, на которые опирается все содержание сознания в целом. Эту задачу решает только философия. Но, решая се, она, конечно, тесно соприкасается с гуманитарными науками и черпает из них материал для своих выводов.

ü Научное знание отражает действительность, т.е. то, что существует, что есть (или было, или будет). А философия не просто отражает существующее – она нацелена главным образом на описание и объяснение того, что, согласно принятым за основу идеям и принципам, должно быть. В философских учениях речь идет о том, как человек должен жить, к чему он должен стремиться, как следует представлять мир и место человека в нем, как надо понимать истину и что нужно делать для ее достижения и проверки, на каких принципах должны строиться человеческие отношения, каким должно быть наилучшее устройство общества и т.д. Самые важные философские вопросы – это вопросы о высших жизненных ценностях и идеалах, которые должны определять жизнь и деятельность людей и в свете которых должны оцениваться все явления действительности.

Но представления о высших жизненных ценностях – счастье, добре, красоте, идеальном обществе, идеальной семье и т.д. – это не описания реальных объектов, существующих па самом деле, а воображаемые образцы, используемые нами для оценки реальных объектов.

Например, идеалы свободы и справедливости не являются описаниями той свободы и той справедливости, которые существовали или существуют в каком-то реальном обществе. Никогда и нигде не было общества, в котором полностью реализовались бы эти идеалы. Кто думает, что для постижения идеальной справедливости надо сначала увидеть ее «в натуре», тот никогда ничего о ней не узнает. Идеальную справедливость нужно «изобрести», «придумать», мысленно вообразить. Иного пути к ее пониманию нет.

Смысл, в котором человек понимает высшие жизненные ценности и идеалы, не есть что-то такое, что существует «само по себе», в готовом виде в человеческой мысли или в окружающем человека мире. Он рождается где-то на границах сознательного отношения человека к миру, уже как бы и вне этого отношения (т.е. возможно, корни его уходят в область подсознания).

Философские размышления помогают человеку определить этот смысл, сформулировать его, сделать содержанием сознания. Но – не чужие, а свои собственные философские размышления! Ибо каждая личность уникальна и неповторима, и у каждой личности образуется свой, уникальный и неповторимый комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Заимствовать их откуда-то со стороны невозможно, так же как, скажем, совесть или любовь к поэзии; они должны быть сотворены, выношены, а то и выстраданы каждой личностью самостоятельно. Изучение философии дает знания, необходимые для самостоятельных размышлений, но «выучить» свои высшие жизненные ценности и идеалы по учебнику нельзя.

ü Научное знание зиждется на прочной почве фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Но философские идеи, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется именно в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы (правила, принципы) мышления о том, что в опыте не дано.

В самом деле, философские суждения о ценностях и идеалах опираются не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Поэтому никакими опытными данными проверить и обосновать истинность мыслей о ценностях и идеалах невозможно.

Как, например, проверить истинность утверждений типа: «Человек должен быть честным и благородным» или «Высшая ценность в жизни – творчество»? Факты свидетельствуют, что в действительности очень часто честные и благородные страдают, а торжествуют подлецы. Но разве отсюда следует, что надо быть подлецом? Точно так же никакие данные опыта не помогут нам выяснить, что «на самом деле» является высшей жизненной ценностью – творчество или, скажем, любовь. Каждый волен иметь на это свой взгляд.

ü Поскольку во многих случаях философские утверждения невозможно с помощью опытных данных «окончательно» доказать или опровергнуть, постольку по одному и тому же вопросу в философии могут существовать различные точки зрения. Плюрализм

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Философия ХХ века
      ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы