Имманентная философия
Другое / Философия естествознания конца XIX - начала XX вв. / Имманентная философия

Имманентная философия сформировалась во второй половине XIX в. Ее основные идеи были развиты немецким философом Шуппе (1836 - 1913). Его идеи подхватили Р. Шуберт – Зольдерн, А. Леклер, И. Ремке, И.

Кауфман и др. Без всяких оговорок, присущих эмпириокритицизму, они открыто заявили, что стремятся возродить субъективно – идеалистическую философию Дж. Беркли в качестве теории познания естествознания конца XIX – начала XX вв.

Нельзя говорить о вещи, замечает Шуппе, независимой от сознания; мы о ней ничего не знаем, не знаем даже существует ли она или нет.

Но Шуппе отлично понимает, что эта берклианская предпосылка ведет к солипсизму, который нельзя последовательно защищать. И Шуппе старается показать, что его солипсизм не онтологический, как у Беркли или у эмпириокритиков, а гносеологический.

Он не отрицает реальное существование мира вне переживаний данного субъекта, а рассматривает его лишь с точки зрения некоего родового сознания, которое независимо от человеческого мозга и которое как бы автоматически оформляет мир.

Так субъективно – идеалистическая конструкция принимает у имманентов очертание объективно- идеалистической.

Концепция «всеобщего сознания» неизбежно приводит к вопросу, каким образом отдельные вещи и процессы объединяются им в единый мир. И Шуппе стремится решить его в духе неокантианства. Родовое сознание конструирует мир с помощью априорных категорий тождества и сопринадлежности, т.е. с помощью причинной связи чувственных моментов друг с другом и с родовым понятием.

Однако такое учение привело Шуппе к мистическому представлению о данности всего возможного знания родовому сознанию и к пониманию истины как согласованности данного суждения с совокупностью других суждений, объединенных в систему. Истина отождествляется с необходимым мышлением, т.е. мышлением, лишенным противоречий, и протекающем в строгом соответствии с законами формальной логики.

Однако это не решение вопроса, ибо это не решает проблемы истинности посылок. А, как известно, из ложных посылок следует все что угодно.

Так что на вопрос о возможности построения «совершенно непротиворечивой системы всего воспринимаемого и мыслимого», в сопоставлении с которой только и может быть выяснена истинность отдельного суждения, признает Шуппе, «нельзя ответить чисто логическими средствами, … для этого требуются предпосылки относительно определения и судьбы человечества, имеющие метафизическую природу». Но это и означает признание неприменимости выдвинутого самими имманентами критерия истины.

Концепция родового сознания не только не дала решения вопроса об истине. Она неизбежно привела имманентов к истолкованию «родового сознания» как божественной сущности и к прямой защите религии, пропаганде бессмертной души (Шуберт - Зольдерн).

Имманентная философия довольно скоро закончила свое существование и стала достоянием истории. Однако ряд ее идей были подхвачены другими философскими школами: в частности, понимание истины как согласованности данного суждения с совокупностью других суждений, объединенных в систему, было подхвачено неопозитивизмом.

    Смотрите также

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Творчество
      ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Разделы