Натурфилософия и становление научной картины мира (Н. Кузанский, М. Монтель, Дж. Бруно)
Другое / Философская культура эпохи Возрождения / Натурфилософия и становление научной картины мира (Н. Кузанский, М. Монтель, Дж. Бруно)
Страница 2

Человеческая природа рассматривается Николаем Кузанским как результат наиболее значительного, высшего божественного творения. Человек как бы помещен над всеми его творениями и стоит ближе всех к Богу.

Человек есть совершенство творения. Но это качество присуще не одному конкретному человеку, а всему человечеству.

Возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Николай Кузанский, по сути, закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия.

Мишель Монтень.

Мишель Монтень (1533-1592), гасконский дворянин, был профессиональным философом. С его философским творчеством связано развитие идеи гуманизма. Главный труд - «Опыты» он начал писать в начале 70-х годов и закончил после удаления от дел, уединившись в башне родового замка.

Хотя предмет книги - природа и Бот, на самом деле в центре внимания там человек, его мир, его место в мире, его качества. Монтень в своем трактате выступил против общепринятого способа философствования в виде пустых словопрений, не имеющих отношения к жизни. Монтеню, человеку новой гуманистической культуры, схоластические рассуждения кажутся чуждыми и надуманными. Главный порок схоластики еще и в том, что над нею довлеет авторитет, установление безусловных истин, которые не могут подлежать сомнению. И если в каноническом богословии - это тексты Священного Писания, то в области философии - это авторитет Аристотеля. Монтень так и пишет: «Аристотель — это бог схоластической науки». Отвергая авторитет Аристотеля, Монтень выступает за исторически конкретный подход к предмету познания.

Подлинная философия требует непредвзятого взгляда на мир. Она должна быть обращена не к абстрактным сущностям, а к человеку, к его повседневной жизни. Она есть свободное, ничем не ограниченное рассуждение о человеке, о его месте в мире.

Построение новой философии, прежде всего, должно быть связано с освобождением от пут школьной философии, схоластики, религиозной веры. А это связано с тем, что вес постулаты и истины, которые ранее были возведены в культ безусловных положений, должны быть подвергнуты сомнению. Поэтому в основе его философии лежит сомнение, скептицизм.

Обоснованию скептицизма посвящена специальная глава его «Опытов». В ней Монтень раскрывает познавательную роль сомнения, призывает не брать ничего на веру, больше доверять опыту и разуму, чем заветам и постулатам. Самоуверенной учености Монтень противопоставляет сомнение, убеждение в изначальной недостоверности, недоказанности тех или иных положений. Это исходное «незнание». Такое исходное «незнание» значительно продуктивнее пустого, взятого на веру «знания». Его «незнание», таким образом, не отказ от знания, а его предпосылка: только признав свое незнание в каком-то вопросе, мы можем, освободившись от пут и догм, двинуться по пути познания. В основе его теории познания скептицизм. Но скептицизм Мишеля Монтеня не только не ведет к религиозному смирению, к отказу от знания, он не ведет также и к агностицизму. Отвергая притязания на полное знание, он не отказывается от познания мира. Его убеждение состоит лишь в том, что всякое знание относительно. И эта относительность, прежде всего, обусловлена бесконечностью объекта познания. Относительность и ограниченность наших познаний Монтень подтверждает также и фактами из истории науки, из общей картины эволюции мира. «Кто знает, - писал он в «Опытах», - не появится ли через тысячу лет какая-нибудь третья точка зрения, которая опровергает обе предыдущие».

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Конфуций - Учитель с большой буквы
    С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...

    Разделы