PhieXperts.ru
Деятели философии
Публичное и частное правоДругое / Философский анализ права / Публичное и частное правоСтраница 2
Очевидно, что исторически сложившийся термин "гражданское
общество"
явно не соответствует тому, что им обозначается. Ведь сообществом граждан является не гражданское общество, а, напротив, государство.
В сфере же гражданского общества – вопреки наименованию – мы имеем дело как раз не с гражданином (не с политической фигурой, не с субъектом публично-властных отношений и публичного права), а с частным, неполитическим и непубличным, человеком – носителем частных интересов, субъектом частного права, участником гражданско-правовых отношений. Кстати, и "гражданское право" – это тоже не права граждан (не область политических прав), а сфера отношений частного права и частных лиц.Так, в римской ситуации, чтобы быть субъектом неполитических, частноправовых отношений, надо было быть свободным римлянином, т. е., иначе говоря, гражданско-правовая правосубъектность человека была следствием его политической, государственной правосубъектности. Поэтому, включая все его частноправовые нормы, было сугубо римским правом и правом только для римлян (отсюда и его обозначение как квиритского права, т. е. как права исконных римлян).
Подобная зависимость гражданско-правовой правосубъектности от политической сохранилась (правда, в значительно ослабленной форме и не столь явно) и в гораздо более развитых условиях разделения сфер гражданского общества и политического государства. И в наши дни повсюду, даже в наиболее развитых странах, лица без гражданства (т. е, те, кто не являются гражданами именно данного государства) оказываются так или иначе ущемленными также и в неполитической сфере жизни этой страны – в качестве членов гражданского общества, субъектов частного права, участников гражданско-правовых отношений. Так что и все современные национальные системы права имеют свои "квиритские" ограничители. Да и само различение прав человека и прав гражданина означает, что права гражданина как политического субъекта и в наше время – это трансформированные "квиритские" привилегии и в непосредственно политической сфере, и в относительно и условно неполитической области частных интересов и гражданско-правовых отношений.
Все это свидетельствует о тесной внутренней взаимосвязи публичного и частногоправа как относительно самостоятельных частей единой системы действующего права. В контексте постсоциалистического движения к правам и свободам человека и гражданина, к господству права, к гражданскому обществу и правовому государству очевидна необходимость одновременного, согласованного, взаимодополняющего и взаимоутверждающего развития начал, норм, институтов и частного, и публичного права – вопреки распространенным ошибочным представлениям, будто главное, что нам нужно сегодня для рыночного общества, – это частное право, а публичного права, мол, у нас и так много со времен социализма. Этим легкомысленным утверждениям как раз и соответствуют знакомые всем нам реалии криминального базара с бесчинствующими стражами порядка.
Конечно, от любых деклараций о правах человека и гражданина до их реализации в условиях правового государства – большое расстояние, но история показывает, что без таких деклараций, пролагающих дорогу к цели, до искомой правовой действительности еще дальше. В свое время Кант, один из горячих поборников господства права во внутренней и международной политике, любил повторять афоризм: "Да свершится справедливость, если даже погибнет мир".
В современных условиях, когда гибель мира – уже не назидательный оборот речи, а вполне реальная возможность, когда проблема прав человека приобрела глобальное значение и их соблюдение стало пробным камнем и символом справедливости во внутренних и внешних делах всех государств и народов, кантовский афоризм можно перефразировать следующим образом: "
Если справедливость свершится, мир не погибиет".
Смотрите также
Философия Лейбница
Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из
своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему,
ставшую одной из отличительных черт немец ...
Задачи и упражнения по философии
К разделу "Введение. Что такое
философия?"
1.Что я знаю о философии, философах
и что я о них думаю?
Эта задача предлагается для
письменной студенческой работы на первом се ...
Заключение
Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества.
Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк,
богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...