PhieXperts.ru
Деятели философии
Философия права ГегеляДругое / Философский анализ права / Философия права ГегеляСтраница 2
Абстрактное право
представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие правопорядка еще абстрактно. Человек здесь выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного "я".
Такая единичная воля есть лицо, личность. Личность, подчеркивает Гегель, "содержит вообще правоспособность". "Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц".Абстрактное право выступает лишь как абстрактная и голая возможность всех последующих, более конкретных, определений права и свободы.
Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности.
Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же имущественного равенства расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.
К сфере абстрактного права Гегель относит и формы неправды
(простодушную неправду, обман, принуждение и преступление).
Преступление
– это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника,
заложенным уже в его деянии – поступке свободной личности.
По логике гегелевской трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали.
На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится моральным субъектом, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.
Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь
в поступке
субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действии закона;
сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности,
когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.
Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.
Международное право – это, по Гегелю, не действительное право,
каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.
Какова же будет действительность этого долженствования – зависит от суверенных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.
На вершине иерархии особых прав стоит право государства
(государство как правовое образование, как наиболее конкретное право). Поскольку в реальной действительности особые права всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
Одним из определений свободы и форм объективации понятия права является закон.
Характеризуя "право как закон",
Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право"'.
В процессе законодательства право превращается (позитивируется)
в закон
и тем самым праву придается форма всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства, подчеркивает Гегель, могут быть лишь действия
людей, внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренняя сфера.
В своей концепции различения права и закона
Гегель стремится исключить их противопоставление. "Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, – замечает Гегель, – было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам".
Смотрите также
Философия Лейбница
Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из
своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему,
ставшую одной из отличительных черт немец ...
Разновидности позитивизма
В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма -
неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные
трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...