Школы и течения в древнекитайской философии
Другое / Древнекитайская философия / Школы и течения в древнекитайской философии

Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах». Сыма Тань условно выделил шесть школ:

¾ «натурфилософы» (инь-ян цзя);

¾ «ученые конфуцианцы» (жу цзя);

¾ «моисты» (мо цзя);

¾ «школа имен» (мин цзя);

¾ «законники» (фа цзя);

¾ «даосисты» (дао дэ цзя).

Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка».

Классификацию продолжил Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь добавил еще четыре школы:

¾ «дипломаты» (цзун хэн цзя);

¾ «эклектики» (цза цзя);

¾ «аграрники» (нун цзя);

¾ «литераторы» (сяо шо цзя).

Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким образом, равнялось девяти.

С позиций историко-философской науки классификации философских школ Сыма Таня и Лю Синя имеют выраженный библиографический характер и во многом условны. В них нет единого мировоззренческого основания: одни школы называются по имени основоположника (моисты – последователи философа Моцзя), другие – по профессии и составу (ученые-конфуцианцы), третьи – по основной категории или символу (даосисты – по Дао, законники – по категории фа - закона).

    Смотрите также

    Материя
      ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Противоречие
      ...

    Разделы