Введение
Другое / Иррациональное в существовании человека / Введение
Страница 1

Ни какое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя всё более сложные связи и отношения.

Это имело место у первобытных племён. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ всё более усиливались и усложнялись. Человек, как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в который он вписан изначально, и по своей социальной сущности – члены единой «планетарной семьи». Каждый из нас, являясь гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведь в какой-то мере он несёт на своих плечах груз моральной ответственности за всё, что происходит в мировом сообществе.

Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким фонтаном ни била бы сила его разума во вне, она всё же не самодостаточна и ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому сборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растёт со сменой своих возрастов. А в своём росте, подчиняясь общечеловеческому принципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Проблема человека – одна из основных, если не централизованная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро [1] считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Фирдоуси писал:

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нём,

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одарённый и речью благой,

Вместилище духа и разума он,

И мир бессловесный ему подчинён.

У. Шекспир устами Гамлета говорит:

«Что за мастерской создание – человека! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен и действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

При размышлении о человеке на память приходят и строки В.А. Жуковского:

«При мысли великой, что я человек,

Всегда возвышаюсь душою»

Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком – с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключён смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, их вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности её ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и её движущие силы.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Философия ХХ века
      ...

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Разделы