Введение
Другое / Иррациональное в существовании человека / Введение
Страница 1

Ни какое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя всё более сложные связи и отношения.

Это имело место у первобытных племён. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ всё более усиливались и усложнялись. Человек, как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в который он вписан изначально, и по своей социальной сущности – члены единой «планетарной семьи». Каждый из нас, являясь гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведь в какой-то мере он несёт на своих плечах груз моральной ответственности за всё, что происходит в мировом сообществе.

Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким фонтаном ни била бы сила его разума во вне, она всё же не самодостаточна и ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому сборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растёт со сменой своих возрастов. А в своём росте, подчиняясь общечеловеческому принципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Проблема человека – одна из основных, если не централизованная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро [1] считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Фирдоуси писал:

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нём,

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одарённый и речью благой,

Вместилище духа и разума он,

И мир бессловесный ему подчинён.

У. Шекспир устами Гамлета говорит:

«Что за мастерской создание – человека! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен и действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

При размышлении о человеке на память приходят и строки В.А. Жуковского:

«При мысли великой, что я человек,

Всегда возвышаюсь душою»

Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком – с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключён смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, их вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности её ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и её движущие силы.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Философское понимание мира
      ...

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Разделы