Введение
Конфуций / Введение
Страница 1

С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кухня, Великая Китайская стена, и, конечно, надпись «Made in China» на каждом втором товаре.

А еще – Конфуций, один из великих учителей нравственности. Кстати, в Тайване, населенном китайцами, которые в свое время не пожелали строить коммунизм, даже день учителя празднуют в конце сентября – в день, когда родился Конфуций, учитель с большой буквы. Его называют "Учителем учителей" и "символом китайской нации". Его суждения и беседы (Луньюй) - краеугольный камень философии Древнего Китая.

Конфуций (Кун-цзы), выдающийся философ Древнего Китая, заложивший основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Конфуций родился в знатной, но обедневшей семье. Конфуций жил в сложную эпоху политических конфликтов, борьбы за власть. После раскола империи Чжоу на большое количество царств обостряется борьба между царствами за гегемонию. Участились случаи отцеубийства, предательства. Старая родовая община уступала место более мелкой сельской, территориальной. Слабели патриархальные родовые узы, возрастали налоги, дольше нужно было отбывать военную повинность. Конфуций начал свою трудовую деятельность в возрасте 19 лет сторожем амбаров одного из правителей. В дальнейшем он служил у правителей различных царств. Но его административная деятельность в целом не увенчалась успехом хотя правители царств предлагали ему те или иные должности. Главная заслуга его в том, что он став учителем и полностью посвятив себя этой работе, принимал к себе в ученики людей из любых сословий. ("за связку вяленого мяса"), а количество его учеников и последователей насчитывает около трех тысяч. Многие из его учеников заняли впоследствии крупные должности в системе бюрократической олигархии. Основной пафос своего учения Конфуций направил на осуждение пороков существующего общества. Для разработки своих взглядов и реформ Конфуций нашел авторитеты в образцах глубокой древности. Его учение звало назад, к идеалам родового строя. После смерти Конфуция лишь через несколько веков учение обрело реальную силу и влияло почти на одну третью часть человечества на протяжении более чем 2300 лет. Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая, и в дальнейшем оно было признано государственной религией.

Социальный идеал Конфуция - "цзюнь-цзы" - человек, обладающий гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность предполагает сдержанность, ум, доброту, беспристрастие, чувство справедливости, любви к людям, нетерпимость эгоизма. По представлению Конфуция, древние мудрецы, герои и отдельные правители обладали гуманностью. Сам Конфуций относился очень сдержанно к попыткам объявить того или иного человека гуманным, не делая исключение даже для себя.

Помимо гуманности, "цзюнь-цзы" должен обладать чувством долга, моральным обязательством, которое человек сам на себя накладывает. Долг продиктован внутренними убеждением в том, что надо поступать так а не иначе. Человек должен быть верным и преданным, служить верой и правдой государю, отцу и старшему, стремиться к совершенствованию, всю жизнь учиться, стараясь постичь мудрость древних. Наиболее полно конфуцианский идеал человека складывается в произведении "Луньюй": "Благочестивый человек честен и искренен, прямодушен и бесстрастен. Он должен все видеть и понимать, в сомнении - справляться, в гневе - обдумывать поступки, в выгодном предприятии думать о честном. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Он безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Постигнув истину утром, он может спокойно умереть вечером. Став Цзюнь-цзы - станешь живым примером для всех". Чем выше человек находился в сословной иерархии, в обществе, тем ближе он должен был подойти к идеалу "Цзюнь-цзы". Эти правила сохранились до наших дней в виде церемоний, подарков, нынешних проявлений учтивости, при этом предполагается что внутреннее состояние человека соответствует внешнему проявлению чувств, то, что ты должен думать, а не то, о чем думаешь на самом деле. Итак, если бы все придерживались этих правил, знали бы свои права и обязанности и делали то, что положено - в Поднебесной воцарились бы гармония и согласие. Особые обязательства возлагаются на правителей, это должен быть обязательно образованный человек с высокими моральными качествами привитыми исключительно обучением и воспитанием. Имея образование, ты получаешь "пропуск" наверх, выучившись, ты занимаешь любой пост. Таким образом правителями становились люди, отгороженные от других "стеной иероглифов

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Задачи и упражнения по философии
      К разделу "Введение. Что такое философия?" 1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом се ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы