Рутинные и творческие потребности
Другое / Концепции человека и его потребностей в философии XIX в. Рутинные и творческие потребности / Рутинные и творческие потребности
Страница 1

Помимо деления на биологические и социальные, материальные духовные, индивидуальные и общественные, человеческие потребности могут быть разделены на рутинные и творческие. Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведенных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а творческие — это потребности в создании новых материальных и духовых ценностей или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного. Купить дешево табаки для кальяны где можно купить табак для кальяна shishabook.ru.

Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционировании и в развитии, или потребительскими и креативными. А. Маслоу делит потребности на дефицитарные (к ним относятся простейшие, насущные) и бытийные (потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия — «иметь» и «быть» тоже выражают аналогичное различие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потребительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия — на удовлетворение сложных творческих потребностей, связанных не с простым поддержанием физического существования и развлечениями, а с совершенствованием личности и общества в целом, с раскрытием творческих способностей людей.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них — насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установленные барьеры. Описание фрустраций творческих потребностей можно найти в произведениях почти всех крупных писателей — например, когда их герои занимаются неинтересной, скучной работой, живут в окружении людей, которые их не понимают и не ценят и т.п.

Широко распространено мнение, что существуют пределы развития и удовлетворения материальных потребностей, так как все они якобы являются рутинными. Духовные потребности рассматриваются как творческие и поэтому не имеющие пределов. В самом деле, еще К. Маркс отмечал: «Определенные предметы могут быть потреблены и являются предметом потребности лишь до известной степени; например, потребляется лишь определенное количество хлеба и т. д. Поэтому продукт в качестве потребительной стоимости имеет в себе самом некий предел, — а именно, предел существующей потребности в нем .». Однако здесь идет речь только о сфере потребления и о базовых, рутинных потребностях. Человек же обладает потребностью в материальной творческой деятельности по преобразованию природы и общества. Вопреки мнению Гегеля, творчество не является прерогативой духа, сферой чисто духовной деятельности. Как уже отмечалось, вся ноосфера, или вторая природа, преобразуется не духовной, а материальной деятельностью человека. Его потребности в материальной, созидательной, творческой деятельности не имеют границ. Неограниченные в своем развитии духовные потребности могут существовать именно на основе неограниченных материальных потребностей общества в преобразовании мира. Поэтому задачей сервисной деятельности оказывается обслуживание не только рутинных потребностей в использовании уже существующих материальных благ, но и творческих потребностей в их создании. Этим занимается, например, научный, образовательный, туристический и информационный сервис, а также некоторые виды сервиса, связанные с обслуживанием машин и оборудования.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Материя
      ...

    Становление
      ...

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Разделы