Идеи феминизма в русской культурной традиции
Другое / Феминизм, как философская проблема / Идеи феминизма в русской культурной традиции
Страница 1

Три основных фактора определили специфику развития отечественной культуры: язычество, православие и западная культурная традиция.

В современной научной литературе отсчет русской культуры ведется от Крещения Руси, однако это не совсем верно.

Древнейшая история славян не совсем ясна, в ней много спорного, но к 1-му тыс. н. э. появляется название "Русь", под которым понимаются славянские племена Восточной Европы.

Язычество древних славян тесно связано с широким почитанием материнских культов. Б. Рыбаков выделил 3 основных этапа в развитии язычества.

Первый

этап - упыри и берегини. Берегини - женские персонажи в славянской мифологии, они связаны с двумя понятиями - оберегать посевы и берег водного пространства. Упыри - мужской образ, это исчадие ада, вампиры. Упыри и берегини, видимо, архаические названия двух противоположных начал - злого и доброго, мужского и женского.

На втором

этапе поклонялись Роду и рожаницам. Род - божество, которое связано с водой, небом и молнией. Он отвечает за все три мира: верхний - небесный, средний - мир человека и природы и нижний. Рожаницы - древние мифические силы плодородия и самой жизни, которые покровительствовали женским работам и отвечали за плодовитость скота и богатый урожай, а также распоряжались судьбой человека. Следует отметить, что на данном этапе противопоставление мужского - отрицательного и женского - положительного отсутствует. Род и роженицы играют большую роль в жизни славянина, они оба важны.

На третьем

этапе славяне молились Перуну, он - бог войны, грозы, грома. Можно отметить еще, что русы-язычники клялись Ярилом, Велесом, Родом, Хорсом. Эта группа божеств связана с плодородием. Из женских имен данного периода до нас дошла Макошь - богиня счастья, Лада - богиня брака и Леля, которая олицетворяла весеннюю зелень, расцвет и обновление природы. Все социально-значимые роли отданы мужским божествам, женские отвечают за домашний очаг, их воздействие на социальное пространство сужено до предела.

В христианской культуре России женское начало вторично и подчинено мужскому началу. Это просматривается и в православных наставлениях, и в "Поучениях Владимира Мономаха" XII в., и в "Домострое" (с XVI до XX вв.). Следует отметить, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери

. Языческое почитание женского начала нашло свое выражение именно в этой форме.

Собственная и оригинальная сторона этого вопроса принадлежит В. Соловьеву. Для него Бог - Отец, но "душа мира" это - "Вечная женственность", она ассоциируется с Вечной женственностью. София как пассивное начало, посвященное Богу и получающее от него свою форму, есть вечная женственность. "Для Бога Эго другое" имеет от века образ совершенной Женственности. Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого существа, способного с ним соединяться. К такой реализации и воплощению стремится и сама вечная женственность, которая есть живое духовное существо, обладающее всей полнотой сил и действий. Весь мировой исторический процесс - это процесс ее воплощения в большом многообразии форм и степеней.

Как единственный центр воплощения идеи мира София есть душа мира, а в отношении к логосу она - тело Христово. Но тело Христово в своем всеобщем выражении есть Церковь. Поэтому София есть Церковь. И как женская индивидуальность, она воплощается в образе Девы Марии.

У Н. Бердяева и В. Розанова мы найдем тему любви. Для Бердяева эротическая энергия - не только источник творчества, но и источник настоящей мистической религии. "Половая полярность есть основной закон жизни, может быть, основа мира". В. Розанов в книге "Уединенное" продолжает эту мысль Н. Бердяева, он пишет: "связь пола с Богом, большая, чем связь Ума с Богом". Получается, что Бердяева и Розанова Бог и религия тесно связаны с любовью, страстью, эросом, т. е. тем, что в западной культуре традиционно трактуется как феминное

Есть еще одно направление философии пола в русской культуре, оно представлено "западниками". Н. Чернышевский и его последователи рассматривали разделение мужского и женского в культуре с социальной точки зрения. Можно сказать, что в своих работах они обсуждали проблему дифференциации общества, ее "несправедливости" и необходимости преодоления данного положения вещей.

В русской социокультурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения маскулинного и феминного. Во-первых, в русской теологии пола разделённость мужского и женского начал рассматривается как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип, что характерно для западной философии (который представлен в первой части реферата). Во-вторых, иная роль женского начала - божественное, духовное начало ассоциируется с феминным.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Движение
      ...

    Разделы