Краткая история феминизма и предпосылки его развития
Другое / Феминизм, как философская проблема / Краткая история феминизма и предпосылки его развития
Страница 1

Когда впервые появились феминистские идеи в истории культуры? Есть два ответа на этот вопрос. Ряд исследователей считают, что первым феминистом был Платон

, именно он впервые в истории философии стал обсуждать проблему социальной роли женщин в государстве.

Есть иная точка зрения, согласно которой зарождение феминистских идей относится к эпохе Возрождения с ее культом человека. Именно тогда были написаны первые трактаты Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины в обществе.

Великая Французская революция провозгласила лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, что активизировало стремление женщин к равноправию. Однако в 1792 г. Олимпия де Гуж написала "Декларацию прав женщин и гражданки", т.к. "Декларация прав человека и гражданина" была декларацией о правах мужчин. В своей работе она требовала предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. К сожалению, Олимпия де Гуж была казнена. Параллельно в Англии Мэри Уолстоун Крафт публикует книгу "О подчинении женщин". Появление данных работ не было случайностью. Очевидно, что зарождение феминистских идей было подготовлено целям рядом факторов:

· либеральной философской традицией

(Д. Локк, Ж. Ж. Руссо), в рамках которой развивались основы теории прав человека;

· достаточно сильным было влияние утопического социализма (Ш. Фурье, Р. Оуэн), именно Оуэну принадлежит изобретение термина "феминизм"

.

К 60-м гг. XX в. в западном обществе сформировалось три направления феминизма:

o либерально-реформистское;

o социалистическое;

o радикальное.

Либерально-демократическое направление видело неравноправие женщин в отсутствии или недостатке в обществе гражданских и юридических прав. Способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы. Представители данного направления - Бетти Фридан и ее сторонницы по Национальной организации женщин.

Социалистическое течение (Зилла Эйзенстайн, Линда Гордон) синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Они отстаивали необходимость вычленения из проблем классовых и социальных собственно женских проблем.

Радикальное направление (Кейт Миллей, Мэри Доили, Кристина Дельфи) обратилось к поискам общих оснований угнетения женщин. Таковым, с их точки зрения, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами.

В настоящее время эти три течения в явном виде не присутствуют, теоретики феминизма выступают за развитие сепаратной (от мужчин) женской культуры; "гуманистический" феминизм настаивает на признании равноправия мужских и женских интересов в обществе. Появился национальный феминизм, где положение женщины анализируется не только с точки зрения пола, но и через категорию расы и национальности.

ü Симона де Бовуар - французский философ, положила начало традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе. Она опубликовала работу "Второй пол", где впервые поставила проблему подавления феминного в культуре. Она показала, что общество конституирует мужское/мускульное как позитивную культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как Другое. Из этой концепции следует, что "различия", культивируемые традиционной культурой носят гендерный характер.

ü Кейт Миллет писала о подавлении феминного в культуре как основе политики патриархата.

ü М. Мид доказала, что социальные нормы в обществе относительны, представления о мужском и женском меняются в истории даже одного и того же общества. Следовательно, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин.

Таким образом, помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола можно обнаружить его социокультурный

аспект.

Для современного западного общества характерны мужские ценности: власть, принцип насилия и подавления. Сила и власть постоянно утверждаются через агрессию и экспансию, которые в культуре принято считать "мужскими". При этом женщина обязана быть слабой, так как иначе невозможен архетип сильного мужчины. Но порабощая, нельзя самому стать свободным. Поэтому проигрывают все - и мужчины, и женщины. В западной морали доминируют такие ценности, как равенство, индивидуализм, независимость - это атрибуты мужчин. А мягкость, эмоциональность, заботливость - чисто женские качества. В культуре мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Разделы